Валерий Старжинский

ОТКЛИК НА СОБЫТИЕ

 

На днях вышла в свет Энциклопедия авторов журнала «Берега», которая ознаменовала пятилетний юбилей этого замечательного издания. Более точно, «не вышла», а  подготовлена и издана усилиями основателя и главного редактора Лидии Владимировны Довыденко. Зачем это нужно главреду, этому неистовому и неугомонному «сеятелю чистого, доброго, вечного». Давайте не будем торопиться с ответом, а поразмышляем над этим событием.

 Вначале о методологии. Как известно вопрос «почему» конституирует науку, а «зачем, каков в этом смысл» философию. Начнем от  нашего «всего», говоря языком культурологии, непреходящих, абсолютных ценностей нашей отечественной, да и мировой культуры Александра Сергеевича Пушкина. Все помнят из школы:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа …»

         Да простит меня великий Мастер, в эпоху интернета, информационного общества, как ни странно это звучит, встает задача отыскать величественные памятники современной культуры и указать к ним тропу. Более того, поддерживать тропу в рабочем состоянии, расставить указатели, а главное убедить, что это не просто тропа, а дорога к Храму.

После постмодернистских изысков задача усложняется еще и тем, что в современном мире, якобы, нет никаких памятников (авторитетов, великих достижений культуры и духовности) и не нужны никакие навязывания своих мнений. Якобы, все относительно, в мире нет логоса, а есть хаос и бесконечная свобода выбора. Но это мнение пессимиста, когда у него только «полстакана». Оптимистический, жизнеутверждающий взгляд на мир предполагает преемственность культуры, которая развивается и сохраняется (а значит сохранят нашу планету Земля) благодаря абсолютным ценностям, воплощенным в великих произведениях культуры и их творцах. Критик, прочитав эти строки саркастически улыбнется: «Эка хватил! Где Пушкин и где мы…». Но не торопитесь с суждениями о несоизмеримостях…. История, лучший судья, может будет милостива по отношению и к нашим творцам-современникам.

         Зададимся вопросом, а как же разыскать эти памятники. Не только в плане монументальности: пресловутых общечеловеческих, непреходящих ценностей. (Лично я не знаю ответ на этот вопрос, но полагаю, что великие мастера художественного слова современности не только чувствуют, но и знают наверняка. Дело за «малым» - проверкой временем, отделением «зерен от плевел»).  Я же обсуждаю вопрос об информационно - технологической доступности, востребованности и популярности. На сленге «раскрутке» журнала и авторов.  Информационное общество потому и получило свое название, что ее субстанцией является информация. Сформулируем задачу на чисто техническом языке. Научно – публицистический и художественный журнал «Берега» должен обрести свои координаты и место в медийном пространстве.       

Но как разыскать эту маленькую звездочку в бесконечном звездном  мире, который представляет собой информационно-медийное пространство, есть ли всеобщий способ ориентации? Да, есть и называется он - рефлексия. Следует вознестись к небесам и посмотреть с высоты на информационное пространство и попытаться увидеть эти будущие и настоящие памятники. Тем более памятники не рукотворные, а результат культуротворчества. Самое место им на небесах. Таким образом тексты будут преобразованы в метатексты и анализу подвергнутся  не только  произведения искусства, но и их творцы. Но отрефлексировать, посмотреть сверху – это полдела, следует их оценить-упорядочить (а эта задача, подобна прохождению по минному полю. Есть опасность проглядеть талант, недооценить автора, что чревато…), создать карту звездного неба журнала «Берега».  И построить своеобразный навигатор.  Вот   главное, но не единственное назначение  Энциклопедии персоналий «Берегов».

         Заметим, что в советское время подобные метатексты существовали на уровне средней школы, в которых давалась общая оценка, социально-политический контекст написания произведения, основная идея, описывался сюжет и краткое содержание. Школьники такие произведения называли «Критика». Конечно не все из этой «критики» можно  было оправдать, но главное следует наследовать – разрабатывать  навигаторы для ориентации в лабиринте хитросплетений культуры и политики, высокой культуры и массовой, узнавать в лицо антикультуру, контркультуру и пр.

         Итак, современное информационно-медийное (язык не поворачивается сказать культурное) пространство замусорено постмодернистским и масскультурным мусором. И чтобы разглядеть настоящие бриллианты, золото и платину надо их поначалу увидеть созерцать, «брать на зуб», опираясь на мнение знатоков-специалистов. Особенно это важно для молодежи - обрести  ориентиры, находить пласты полезных ископаемых в горных массивах.

И это все для пользователей- читателей. А что же авторы. Разве они не ждут признания от благодарного читателя и критика. Вот вам следующее назначение энциклопедии - антропологическое, вернее социально- психологическое. Энциклопедия представляет собой не просто список авторов журнала. Она возникла в результате  профессионального культурологического, художественно-эстетического, нравственно-этетического, консциетально-идеологического анализа произведений, разных по стилю, жанру, лингвистическим изыскам, но единых в главном - высокохудожественных и патриотичных. Остается только восхищаться и благоговеть перед мастерством художественно-критической оценки произведений и творцов, выполненных Лидией Владимировной.

Свойство патриотизма отнюдь не случайно названо в качестве одного из критериев качества произведений и их авторов. Красной нитью эта тема проходит буквально через все содержание журнала «Берега». И здесь я должен изменить стилю и пуститься в пространные объяснения.    В силу глобализационных процессов  и,  прежде всего, информационно - комуникационных, культура становится полем сражения по принципу «свой-чужой». Наши идеологические (и не только) противники выбирают путь опосредованного идеологического воздействия через СМИ на сознание граждан страны, особенно молодого поколения с не устоявшейся системой ценностей и юношеским радикализмом. С этой целью разрабатывается новый вид оружия -  консциентальный. Консциентальность происходит от латинского слова conscientia - «сознание» или «совесть». Соответственно, консциентальная война – война на поражение сознания, изменение системы ценностей.  В основе такой трансформации лежит уничтожение   способности к самоидентификации, т.е. к самоопределению  в рамках культурно-исторической традиции. Другими словами, идеологическая обработка осуществляется таким образом, чтобы человек не мог ответить на вопрос: кем он себя считает, в рамках какого национально-культурного образования он предпочитает жить. Расшатывание основ самоидентификации приводит   к неустойчивости его взглядов и убеждений и постепенному дрейфу на сторону идеологического противника.  Ставится задача убедить молодежь, что русский человек уже, якобы,  не звучит гордо, что русский, якобы,   - лузер, исподволь навязывается негативное мышление и установки  по отношению к русскому миру культуры и образу жизни. А вот Запад, дескать - это прогресс… Человек, который обладает чуждой системой ценностей и убеждений    способен в процессе холодной и даже «горячей войны» переметнуться на стороны врага.   В процессе консциентальной войны цель наших противников – сделать граждан страны ее врагами, оппозиционерами, друзьями ее врагов. Такие люди делают выбор отказа от Родины в пользу навязанных им идеалов и ценностей.

Существуют знаменитые строки:

«Враги сожгли родную хату,

убили всю его семью.

Куда теперь идти солдату

кому нести печаль свою».

 Так вот, задачи гибридной войны и консциентального оружия – сделать так, чтобы граждане своей страны стали ее врагами и «сами сожгли родную хату». К сожалению,  мы видим весьма эффективное применение этого оружия на примере наших соседей.

Уважаемая Лидия Владимировна! Мы разделяем вашу позицию. Общечеловеческие ценности, и прежде всего любовь к Родине, духовности, культуре являются доминантами нашего социального развития и воспитания подрастающего поколения. Ваша деятельность в качестве руководителя журнала и направлена против расчеловечивания Человека.

Однако не будем о грустном (земном) и обратимся к звездному небу. Автор Энциклопедии создает нам Млечный Путь – большое созвездие звезд (авторов), доступных созерцанию каждому на звездном небосводе. Именно главный редактор ищет, зажигает, лелеет звездочки, открывает новые пульсары и квазары на небосводе духовной культуры, художественного слова на нашей необъятной Родине и за ее пределами. Для Лидии Владимировны, как и для всех нас не существует границ, поскольку мы находимся в духовном, нерукотворном мире высокого Искусства.

С выходом в свет Энциклопедии персоналий-авторов журнала «Берега»   Лидия Владимировна, как главный редактор стала не просто руководителем издания она - продюссер проекта Возрождение духовности в сфере изящной словесности, демиург, творец мира подлинной культуры. Она не только зажигает звезды, но и заботиться о том, чтобы свет самой далекой звезды был воспринят нами. Помогает ориентироваться в этом звездном  небосводе духовности и культуры. При этом она играющий тренер, сверхновая суперзвезда. Но точнее всего так. Лидия Владимировна с выходом в свет  Энциклопедии обрела статус Полярной звезды, вокруг которой вращается художественно-публицистический и духовный небосвод «Берегов». Кто сомневается в необходимости Полярной звезды, спросите у мореходов и других странников мира.

 

Валерий Павлович Старжинский,

член редакционной коллегии журнала «Берега»

Доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры философии

Белорусского национального технического университета,

 член экспертного Совета

Парка высоких технологий Республики Беларусь

 

Joomla templates by a4joomla