Обзор журнала «Берега» 5 (35)-2019

Журнал открывает рубрика «Приглашаем к дискуссии», в которой читатели познакомятся с содержанием беседы Геннадия Сазонова и руководителя благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия   Елфимова, поделившегося опытом противостояния  разрушающей душу и сердце «массовой культуре», по сути бездуховной и безнравственной в 90-е годы, когда «хлынули потоки всяких мерзостей на страницы газет, в передачах телевидения и радио, со всяких трибун поливали грязью русскую и советскую историю». Аркадий Елфимов рассказал о важнейших акциях фонда «Возрождение Тобольска»: издание «Евангелия Достоевского», состоящее из  факсимильного издания Евангелия со всеми пометками великого писателя. Мельчайшие, порой невидимые пометки в оригинале устанавливали с помощью современной оптико-электронной экспертизы сотрудники Российской Государственной библиотеки во главе с В.Ф. Молчановым. Второй том, почти в тысячу страниц, – подробное описание того, как Достоевский использовал «помеченные» евангельские сюжеты в своих произведениях. Комментарии сделал Борис Николаевич Тихомиров – и это настоящий подвиг учёного. В тот же том включена и «Сибирская тетрадь» – первая дошедшая до нас записная книжка Фёдора Достоевского. Третий том  знакомит нас со свидетельствами, критикой и богословием писателя.  «Этот том – публицистический, - поясняет Аркадий Елфимов. - Он нужен,  чтобы показать из стихии сегодняшнего дня и самого Достоевского, и его творчество, а главное – попытаться понять: как же Фёдор Михайлович сумел предугадать и описать то самое бесовское время, которое догнало сегодня Россию. И не только наша страна – весь мир живёт ныне «в этой бесовщине». На счету фонда – создание четырехтомника об освоении Северного морского пути и Арктики, ботанический парк «Ермаково поле», двухтомник «Философское наследие Д.И. Менделеева». Кроме  «Сибирской летописи», издали «Чертёжную книгу Сибири» (1701 год), первый русский атлас, «Служебную чертёжную книгу» (своеобразный рабочий дневник Ремезова) и, наконец, «Хорографическую книгу».

Аркадий Елфимов напоминает нам: «либо мы возвращаемся к национальным корням, к русской самобытности, либо мы теряем себя как народ. Не допустить последнего – философская суть и магистральная задача фонда «Возрождение Тобольска». Геннадий Сазонов обращается к словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, который писал: «Ныне главной задачей всех, кто болеет душой за поруганную Россию, должно стать восстановление преемственности русской жизни. На протяжении почти десяти веков русское общество развивалось (несмотря на многочисленные попытки помешать этому) последовательно и гармонично.  Тем самым обеспечивалась внутренняя стабильность и внешняя крепость страны. Росла численность населения, расширялась территория, развивалась наука и культура, увеличивалась политическая и военная мощь, повышалась притягательность «русского образа жизни».

 Мне бы очень хотелось опубликовать в журнале «Берега» новые статьи о возрождении и утверждении национальной культуры в других регионах России.

Сэда Вермишева в очерке «Загадка истории» продолжает начатый в предыдущих номерах «Берегов» анализ современности с выявления одной из причин или главной причины демонтажа СССР,  как «преступление, требующее специального разговора», необходимости «обратиться к теме фрагментации территории СССР и превращения её в территории независимых (СНГ), а теперь уже, после Беловежских соглашений – суверенных государств. При этом государственность некоторых из них носит во многом искусственный, не подтверждённый серьезным историческим прошлым характер».  И самое главное: «Я  перешла к рассмотрению  закономерностей   построения  и   разрушения   многонациональных   государств, - говорит Сэда Константиновна», - в частности    Российской Империи и  Советского Союза,  не оставляя мысли об обретении пути к Высокому Возрождению.  Задача амбициозная, может, и невыполнимая, но жить на развалинах  и бездействовать – невыносимо». А во-вторых, естественно желание - обрести единомышленников и соратников.

Выражаю признательность поэту и публицисту Владимиру Подлузскому за приветственные слова: «Сэда Константиновна - настоящий, пока ещё не коронованный академик и кавалер (если можно так сказать о женщине почтенных лет), самых почётных орденов Родины. Не сомневаюсь, что её - одного из виднейших авторов  в мировом Русском пространстве  с полным правом можно назвать Гражданином России. С чуть ли не божественной глубиной поэт, писатель, философ, публицист-международник анализирует на страницах журнала историю нашего государства». И поэтому редакция ждёт авторов, которые смогли бы продолжить тему, начатую Сэдой Вермишевой.

В рубрике «Проза» продолжение романа Юрия Серба "Счастливые". Если бы я даже не была редактором журнала, я бы все равно, увидев роман Юрия Серба, припала к нему, как к чудодейственному напитку после длительной духовной жажды. Сколько силы ума, поэтических и философских дорог, сколько мыслей в отношении победителей жизни и проигравших и сколько духовных ресурсов дарит читателю этот роман. Добросовестность художника, высмеивающего покорных гайдорян, неподкупность совести, душистое, "как сено с клевером в деревенском детстве", описание тончайших нюансов опытной души - это чтение для подлинных гурманов истинного художественного и публицистического слова.

Поучительна документальная повесть Валерия Старжинского «Учитель», которая посвящена его отцу, учителю по профессии и Учителю по жизни, прошедшему ад войны, долго будучи не в состоянии с ней «покончить», принадлежащему к тому поколению, которое возвратившись с Победой, восстанавливало родную землю в «милосердии славянского духа».

Правдивая повесть Василия Воронова «Скворцы прилетели» никого не оставит равнодушным, потому что «жизнь и смерть всегда рядом», любовь к людей друг к другу и к родному месту неистребима.

Действие рассказа  Сергея Рогатко «Неизведанный берег»  происходит на Земле Александра архипелага Земли Франца-Иосифа. Поведение людей в экстремальных условиях – тема художественного исследования, тонкий психологизм автора  раскрывается в поступках и  характерах героев.

Алена Даль в рассказе «Скрипка» рисует чудесную русскую женщину необыкновенной доброты и великодушия, спасающую свою внучку от чёрствости и необъяснимой злобы, даря тело, бережно охраняя маленькую душу от жизненного холода.

Поэзия в журнале представлена именами Надежды Мирошниченко, Владимира Корнилова, Светланы Курач и продолжением остроумной пьесы Вадима Новожилова «Три богатыря».

В свежем номере представлены авторы с Ульяновских берегов: стихи Ольги Дарановой, Александра Лайкова, Раисы Кашкировой и рассказ «Молчание Клио» Ильи таранова.

В постоянной рубрике «Берега Новороссии» великолепная статья доктора философских наук и поэта Виталия Даренского «Преображение памяти. Альманах «Воля Донбасса» как художественное целое». Альманах полностью посвящён военной теме. «Преображение памяти – это не просто память о трагических событиях, но и её преобразование в новый опыт народа, который будет передан следующим поколениям», «который останется с нами навсегда». Рассказ Ирины Горбань «Червивое яблоко» носит притчевый характер, в нём автор обращается к вечной теме совести и памяти.

В рубрике «Берега юбилеев» читать найдёт отрывок из потрясающей книги «Семь месяцев бесконечности» известного полярника Виктора Бяярского о пересечении им Южного полюса. Публикация приурочена к 200-летнему юбилею открытия русским исследователями Антарктиды.

Очерк Владимира Вахрамеева «Твои, моя Родина, песни пою» посвящен юбилею русского автора из Литвы, влюблённой в культуру России, Эльвиры Поздней, поэта и прозаика, эссеиста, главного редактора литературного альманаха «Ступени», выходящего в Вильнюсе, объединяющего на своих страницах русских авторов из разных стран.

С  10-летием журнала «Аргамак»,  наших коллег из Татарстана, редакция «Берегов» поздравила публикацией содержательной беседы Дианы Кан с Николаем Алешковым, главным редактором «Аргамака».

В год 220-летия А.С. Пушкина мы предложили нашим читателям статью Аллы Новиковой-Строгановой «В пламени Божественной любви».

Рубрику «Критика» продолжил Александр Лобанов статьёй «Живу, пишу не для похвал» - отзыв на эссе Владимира Подлузского в 4-м журнале «На дне нового «Тихого Дона».

«Берега Литвы» украшены эссе Эльвиры Поздней «Письма, рифмованные любовью», о тайне жизни и любви, полной трагизма, но обращённой к творчеству.

Завершает журнал рубрика «Бережок» с сокровенным, незабываемым рассказом Ивана Привалова «Озеро».

Со свежим номером  можно познакомиться  на сайте Журнальный мир:
http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/berega-no535-2019

Лидия Довыденко, главный редактор журнала «Берега»

 

 

 

 

Joomla templates by a4joomla