Берега реки под названием "Жизнь" и вербальная музыка ДУХОВНОЕ СТРАНСТВИЕ КАК КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО

Валерий Старжинский,

Член редколлегии журнала “Берега”,

доктор философских наук, профессор

Какую методологию можно использовать для анализа художественного произведения высочайшего уровня и, в особенности сонм этих произведений, собранных как букет из разноцветья в толстом журнале. Ответ на этот вопрос мы сможем найти в обзоре одного из ведущих художественно-публицистических журналов России “БЕРЕГА”, который представила нам русский поэт, прозаик и искусствовед Елена Крюкова. В обзоре Елены Крюковой содержится ответ о методологии анализа – следует осуществить вместе с авторами и героями “духовное странствие”.

Реконструкция произведений критиком, представленная в обзоре может рассматриваться как форма культуротворчества. Формально к последнему относиттся любой вид деятельности, результатом которого становится нечто новое, доселе не существовавшее - новация. Это может быть изобретение¸ как решение технической задачи и оформленное в виде патента. Или, например,  реализация патентной идеи и изготовление технического артефакта.

В сфере духовной культуры   культуротворчество выступает в нашем случае,  как процесс создания художественного произведения. Деятельность по анализу и оценке   произведения в сфере изящностной словесности, осуществленная Еленой Крюковой содержит помимо чисто литературоведческих ряд  особенностей когнитивного, психолингвистического, методологического свойства.

Прежде чем анализировать способы расщепления цельного произведения (как атома на ядро и электроны, а в последствии на другие элементарные частицы) на такие психолингвистические элементы как дискурс, нарративы и прочие коннотации, для начала остановимся подробнее на методологии аналитического обзора.

Автору обзора необходимо было осуществить рефлексию произведения, проникнуть во внутренний мир автора и его духовный путь. Для этого критик предлагает стать странником-путником на пути духовного творчества и адекватно (термин очень формальный, но другого не подобрать) оценить, угадать, прочувствовать, живой нерв, пульс, ощущения и,  зачастую, боль автора.

Странствие - путешествие во внутренний мир автора Елена Крюкова осуществляет, разумеется, посредством анализа и экспликации языка (язык - дом бытия), релевантного герою произведения, который имплицитно выражает мировоззрение через картину бытия и сверхценности. Разумеется не остается без внимания композиция, сверхзадача, а также другие различные литературные премудрости (по крайней мере для меня, не достигшего высот в этой сфере культуротворчества), которые делают произведение настоящим искусством, то есть  обретающей художественную,  общечеловеческую ценность как культурный феномен.

 “А где оценка обзора”, спросит читатель. Обзор журнала “Берега”, выполненный Еленой Крюковой, - не просто анализ произведений, опубликовааных в журнале. Данный анализ сам представляет собой художественное произведение, не уступающее по своему мастерству произведениям журнала, а где-то даже их превосходящий и открывающий авторам новые коннотации их словотворчества.

При всей музыкальности, благозвучии и метафоричности языка критик Елена Крюкова с всей сухостью и  прямолинейностью (речь идет о нарративах войны и выживания на этом белом свете) переходит на язык рационального общения, где понятие сущности задает  главный дискурс как классической, так и неклассической рациональности.

       Так, анализируя книгу Н.Ф.Иванова “Реки помнят свои берега” она выделяет главную мысль автора об онтологической детерминированности русского (в данном случае “рашен” как говорят о нас за рубежом, будь ты белорус, еврей или грузин) металитета  - человека общественного, чуждого индивидуализму, порожденному борьбой за прибыль и стремление “подняться”  (разумеется в чисто экономическом меркантильном плане). Менталитет народа основан на архетипах сознания. После половодья река вспоминает прежнюю жизнь и возвращается в лоно берегов. Так и люди, взращенные в определенной ценностной среде   после прохождения точки бифуркации возвращаются к своим истокам - менталитету. Елена доносит читателю сверхзадачу автора и в этом ее мастерство как критика, выявить,  преподнести “на блюдечке с голубоой каемочкой” основную идею автора и вселить в читателя социальный оптимизм. А этот нарратив социального оптимизма – лечебное средство от депрессии,  уныния и прочих прокрастинаций.

 А что с юбилейными поводами и литературными публикациями. Как на них реагирует критик. С точки зрения Елены Крюковой известному поэту Валентину Сорокину удалось победить время... Разумеется –это метафора, однако как говорится “не в бровь , а в глаз”  Время неумолимо, поскольку представляет собой объективный физический процесс (правда,  природа времени до сих пор науке не известна полностью). Победа же означает, что творческий человек не подчиняется в определенном смысле неумолимому ходу времени и своим творчеством создает свое социально-культурное пространство-время. И в настоящее время (в этом случае физическое) становится, ясно, что созданное творцом-поэтом пространство-время является непреходящим феноменом культуры.

В своем обзоре Елена Крюкова затрагивает также проблему синтеза искусств, который возможен в руках поистинне талантливого творца в лице выдающегося Н.Бурляева, который реализует себя как подлинный художник культуротворчества в сфере киноискусства, литературы, живописи, театра. Понимание искусства как культуротворческой,  созидательной деятельности,  синтетичной по своей природе,   как впрочем всякая духовная новация,  позволяет наиболее точно обозначить маркеры  подлинного  творца, благородство  и масштаб  личности Н. Бурляева.  Различные конкурсные перипетии и ангажированность оценок и суждений лишь подчеркивают величие таланта героя. И опять же камертоном оценки у Елены Крюковой выступают красота,  добро,  справеливость и истина -  абсолютные ценности культуры.

 Наблюдаем мы в анализе Елены Крюковой и явление интерференции языков авторского и языка критика.  При анализе колыбели человечества и матери ее богатства – природы, окружающей человека среды автор обзора обращает внимание на поэтическую лексику поэта Н. Олькова и использует следующую характеристику-терминологию “прекрасный, сочный и яркий, напевно-сияющий русский язык”, которая наиболее мощно взывает к чувствам - главному инструменту духовного воздействия на человека.

Вернемся, однако к рефлексивному методу. Как известно, рефлексия может осуществляться на многих уровнях. Как вам такое. “ Я оглянулся посмотреть не оглянулась ли она,  чтоб посмотреть не оглянулся ли я” И если по отношению к себе  (к своему душевному самочувствию и самоощущениям) человек рефлексирует многократно,  то иногда  незначительное ее превышение может привести к нездоровью и расщеплению личности.

 К счастью предметом нашей рефлексии являются художественно-публицистические тексты, а также реконструкция деятельности творцов-авторов по их  созданию, то оные опасения безосновательны. Критика критики,  надеюсь,  не повредит психическому здоровью ни читателя ни главных героев-авторов ни критиков. Как уже догадался внимательный читатель речь идет об оценке Еленой Крюковой критической статьи Натальи Советной относительно самых жестких, экзистенциальных  в мире  проблем и нарративов, связанных с войной - самоуничтожением людей.

Главный нарратив любой войны – “На чьей стороне правда. За что идем умирать.” Трагическая для русского человека битва под Ржевом привела к торжеству нашей правды -   спасти Отечество от порабощения. Правда – кривда немецко фашистких захватчиков - убить нашу Родину,  была ниспровергнута сотнями-тысячами-миллионами человеческих жизней, которые обрели бессмертие в жизнях живущих,  в жизни нашей страны. А что язык. Он соответствует экзистенциальному дискурсу автора Виталия Синенко  - сокральность и святость подвига и звучит как набат Хатыни. Смертию смерть поправ. Победу поддержало Небо.

Анализ стихов питерского поэта Андрея Реброва исполнен в музыкально-вербальной манере, в которой следует не только читать и эксплицировать смыслы, но и почувствовать эзотерику текста, “впивать, впитывать музыку русского стиха…” И эта вербальная музыка посвящена “песне, снежной зиме, нашей истории, нашим храмам и  вере”. И зачем все это поэту и пытающемуся его понять читателю. Обрести и не потерять смысл жизни, котрый не сводится к ординарной жизненной суете, но и духовному росту, а зачастую возрождению духовности, которая значительно утрачена в  век рыночной конкуренции и погоне за материальными благами.

 Вечные проблемы человечества, имеющие философский статус - рождение и смерть, любовь и вражда, честность и предательство. проблема случая, рока и судьбы затрагиваются в произведениях Сергея Пылева, Тихонова Александра. Критик и в этом случае  находит сответствующий  язык, связанный с реакцией человека, решающего каким быть, чтобы быть человеком - человеческая нежность, потаенные слезы души, очищающие от зла и ненависти и поднимающие к высотам духовной мудрости и святости.

Анализируя рассказ Алекандра Евсюкова, который посвящен экзистенциальной пограничной проблеме “жизнь – смерть”,   критик эксплицирует основу писательского таланта – погружение в предельную ситуацию героя настолько, насколько это возможно без собственного самоуничтожения. Именно эта эмпаия позволяет описать ситуацию борьбы за жизнь с подлинной достоверностью.

Критик выделяет ряд ключевых проблем, которые попадают в центр внимания авторов.  Война отцов с поработителями как реконструкция в произведениях их наследников,  проживающих и ощущающих ее зловещее дыхание. Ужасы, страхи, страдания и горе современной войны к которой привыкает обыденное сознание и воспринимает ее как “псевдонорму”, неибежность, с которой ничего нельзя поделать. Ненавязчиво проводится идея воспитания посредством связи поколений через единую культуру.

Во многих произведениях журнала, критик выделяет преемственность поколениий и традиций, как основу существования нашей культуры, транснациональные и межкультурные связи, исторические реконструкции, объединяющие берега реки-жизни в единое общечеловеческое бытие золотыми нитями  внимания и  любви…

И все-таки лейтмотивом обзора Елены Крюковой является жизнеутверждающая музыка вечной весны, которая делает смертного человека счастливым и в это мгновение бессмертным -  как природа,  Вселенная, единение с которой ищет Человек.

Елене Крюковой удалось органично и виртуозно, разумеется посредством авторской неповторимо образной лексики, приподнять занавес над тайной  культуротворчества в сфере изящной словесности (влияние слова на наше мышление и чувства, что составляет основной предмет психолингвстики).

Следует иметь в виду, что Елена Крюкова по базовому образованию музыкант. А это означает, что чувство гармонии сформировано у нее на уровне спинного мозга (извините, посознания). И это чувство прекрасного в замыслах,  словах и конкретных поступках у нее органично вплетено в ее вербальную культуру. Ее анализ и оценка высокохудожественных произведений журнала основана на внутреннем камертоне - чувстве прекрасного,  справедливого и истинного , что составляет абсолютные реперы духовной культуры человечества. Именно поэтому мы жадно ловим ее “вербальную музыку”.

 

 

 

 

Joomla templates by a4joomla