Светлана Леонтьева
Слова океана
Обзор журнала «Берега» 3-2025
И снова мы в океане.
И снова горизонт.
И мы между двумя берегами.
Читатель, смотри на нас!
С высоты полёта. Сам по себе журнал «Берега», главным редактором которого является Давыденко Лидия Владимировна, имеет превосходную историю плавания в открытом океане, где читательский интерес высок, а писательский интерес – это палуба, ибо в рубке капитана наша великолепная литература. Она разная – от публицистики, мемуаристки до истинно художественных произведений.
Если говорить метафорически, то рисунок за бортом корабля всегда разный. От иссиня-тёмного, до светлого-розового, от яркого, от солнечного. От споров и диалогов. От полемик и мнений.
Пред нами критическая статься Петра Смирнова, где он полемизирует по поводу пути России в сферах ноосферизма. Вообще, ноосфера, согласно учению Вернадского — это высшая стадия развития биосферы, которая возникает на стыке взаимодействия биосферы и общества. Сокращённо: для появления ноосферы, как некой глубины, по мнению философа, это расселение человечества по всей планете, от Арктики до Антарктики, это появление новых источников энергии, это выход в космос, это новые системы связи, делающие обмен информацией практически мгновенным. Итак, Вернадский считал, что переход в ноосферу стал неизбежен, ибо сменилась конфигурация и уровни. Ноосфера – это и сам человек с его пониманием сфер. Главная «геологическая» сила ноосферы, конечно, - разумная деятельность человека.
Но вот человек – это слабость или сила?
Сам по себе, если человек находится не в группе, не в компании, он выглядит, как, «один в поле воин». Человек может ошибаться, может быть подвергнут страстям, например, зависти, ревности, соперничества. Человек может описать хорошее, как плохое. Он может быть злым. А вот если человек связан чувством компанейства, чувством общности, то переход в ноосферу является прогрессом:
«Сейчас много пишут и говорят с разных трибун о воспитании, о патриотизме. Но самое главное, в условиях, когда Запад ведёт против нас войну, фактически повторяя гитлеровско-фашистский «Дранг нах Остен», необходимо в систему воспитания и образования в российской школе вернуть в первую очередь гордость за советскую историю, вернуть в учебники истории не только подвиги советского народа в годы Великой Отечественной войны, но и трудовые подвиги, имена героев, совершивших подвиги не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в тылу врага, и на трудовых фронтах, а также во время выполнения пятилетних планов.
Необходимо, чтобы фильм «Парад Победы», посвящённый Параду Победы 24 июня 1945 года, когда фашистские стяги были брошены к подножию Мавзолея Ленина, стал фильмом, постоянно показываемым в 5–6-х классах российских школ, чтобы в учебниках истории был полностью воспроизведён тост Сталина во время его торжественной встречи с командующими фронтами – маршалами и генералами, в котором прозвучали слова «За Советский Народ, за Русский Народ – как руководящую силу!»
Зин Бен Отман рассказывает о присутствии в Алжирской газете российского направления. Особенно важная и интересная часть о присутствии «Вагнера» (ЧВК) и его представителей в прессе и печати Алжира. И само направление – Африка, как протекает работа с Россией в СМИ.
Дословно: «Санкции против России несправедливы…»
Спасибо, Алжир!
«Российско-украинский конфликт развился из украинских земель, географически далёких от Алжира, в ожесточенную борьбу между послами двух стран в Алжире. Газета «Эль-Хабар» пыталась передать этот дипломатический конфликт с некой «объективностью» и «беспристрастностью» на своих страницах в виде действия и реакции с целью просвещения национального общественного мнения и с намерением поднять процент читабельности и продажи.
Однако, основываясь на позициях алжирских властей, алжирская арабоязычная газета «Эль-Хабар», несмотря на свою независимость, в своих многочисленных и разнообразных ежедневных статьях о российской военной операции на Украине пыталась быть сбалансированной или уравновешенной…»
Надо работать нам на всех направлениях. Особенно это важно в Южной Америке, в Средней Азии, на Ближнем Востоке.
Ибо есть люди, кто за нас, как компартии, как социалистически настроенные группы разных континентов, в том числе и европейцев.
3.
Н. Кокухин. Рассказ «ЕВГРАФ»
«Заморочение головы. Н-да. Другие не исцеляют, а эта исцеляет.
– Вот это трава так трава! – воскликнул я. – А как она выглядит?
– Да так и выглядит.
Старик встал, сделал несколько шагов в ту сторону, нагнулся и сорвал кустик травы, вернулся и протянул мне:
– Вот она!
Кустик был серенький с жёлто-белыми цветами на концах веточек. Сколько раз я проходил мимо таких кустиков и не замечал их, а они, оказывается, не простые, а, можно сказать, золотые. Я посмотрел на травку на некотором расстоянии, вертя её в руках, а потом понюхал цветочки, запаха они, к сожалению, не издавали, а может, меня нюх подвёл.
Я протянул сушеницу старику…»
Рассказ написан фольклорно-лирически. Сюжет его таков: главный герой рассказа встречает в лесу старичка-травника. Тот ему раскрывает секреты растений. И особенно интересна часть, где травник предлагает лечить людей от недугов – не телесных, а моральных. Как молодёжь, так и людей старшего возраста. Было интересно прочесть продолжение, кикие травки помогают от страстей, от зла, от оговоров хорошего человека, от зависти. От потери таланта. От иных моральных ущербностей.
Рассказ заканчивается словами:
- Господь милостив, – сказал Евграф, поправляя голенища сапог. – Послал нам, грешным, прохладу.
Он поднялся, накинул на плечи рюкзак, надел на голову шляпу.
– Ну, прощевай, мил человек, погутарили – и хватя. Не хочу терять ни минуты. До заката, даст Бог, наполню рюкзак доверху.
Старик поклонился в мою сторону, осенил себя широким крестным знамением и пошёл вдоль реки, часто нагибаясь, чтобы сорвать очередной кустик чудо-травы…»
ВИКТОР ЦЫМБАЛ:
«Освобождение политических заключённых из тюрем, лагерей и ссылок и их реабилитация начались лишь после смерти Сталина. Были созданы специальные комиссии, которым было поручено «пересмотреть все уголовные дела на лиц, осуждённых за контрреволюционные преступления…». Пересмотр следственных дел завершался выдачей справки о реабилитации – документа, удостоверявшего невиновность лица, ранее подвергшегося репрессии. Мефодия также реабилитировали, Анастасии Васильевне выдали справку о невиновности мужа и выплатили всего несколько рублей отступных за потерю кормильца!»
Автор пишет «О семье, войне и Родине», в жанре мемуаров раскрывает родственные связи, показывает из личных соображений путь «родословного древа», рассказывает об истоках появления села. Ну, какая же это прелесть – мемуаристика! Если перечитывать В. Г. Короленко «История моего современника», то становится ясно, что автобиографические изыскания глубоки. Они насыщены личностым и сокровенным материалом.
НАТАЛЬЯ СОВЕТНАЯ - очень известный писатель, исследователь, мыслитель.
Всегда с радостью в сердце встречаю её новые произведения, на сей раз это сюжетированный полноценный миф:
Что это было: странный вещий сон
Иль призрачная сказочная быль?
Я видел: скачет белый конь,
Под ним трава не мнётся, даже пыль
Встревожено по следу не кружит.
Он всадника с Небес несёт в седле,
И крест сияет, и сверкает щит…
Всё ближе светоносный лик!
К земле пред ним я с трепетом припал:
– Святой Георгий, повергавший зло!
Лютует новый змей! А меч мой мал.
Дай силы духа, дай любви тепло
И Слово, чтоб я людям помогал!
– О маловерный! – вдруг раздался гром.
Виденье закачалось, как вода.
Плеснули грозно молнии огнём.
В тумане словно взвился всадник ввысь:
– Я твою просьбу Богу передам!
Возьми мой меч —
Рази врага! Молись!
«Всего двадцать километров пути, и мы снова словно окунулись в стародавнее время, когда правил в этих краях римский император Диоклетиан, а в городе Лод (Лидда) в христианской семье благочестивых родителей (персидского воина Геронтия и христианки Полихронии) подрастал мальчик по имени Георгий. Став юношей, сильным и смелым воином, он сблизился с императором, задумавшим мученически уничтожить всех христиан. И тогда Георгий смело выступил в их защиту, объявив, что истинный Бог есть Иисус Христос…»
Это очень цельная и полнокровная вещь, она собрана из документов и каждое слово, словно прошло сквозь ткань самого духа Натальи Советной. НЕ могу отделить или выделить что-то из этого текста. Это некий особый слой океанических и вулканических пород. из коих явился сам Св. Георгий. Сам Христос.
Ибо смерти нет.
Есть вечная ткань:
«Почти тридцать лет назад в храме у раки Преподобной батюшка Михаил Уляхин предсказал мне рождение третьего ребёнка – сына Мишеньки. Теперь же, словно вслед за Ефросиньей Полоцкой, как тысячи христиан-паломников, ежегодно устремляющихся в Иерусалим, я вновь посетила сей град, чтобы прикоснуться, увидеть, впитать, понять, приблизиться…»
ПОВЕСТЬ Н. Советной называется «БЕСКОНЕЧНОЕ ВРЕМЯ,
ИЛИ ДЕВЯТЬ ДНЕЙ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ.
У Радищева написана книга «Путешествие из Петербурга в Москву».
У Юрия Карпова проза со стихами густо замешана, и она не имеет переходов, Мандельштам в прозе более поэт, чем в поэзии, Шаламов поэтичен, любое произведение читается, как белый стих, Платонов, Олеша...
У Н. СОВЕТНОЙ «Паломническая повесть», где личное перекликается с общественным и божественным.
4.
Евгений Чебалин:
«…Пыль вспухала под подошвами его сандалий, с ленивым хлюпом обжигала ступни. Он поднял глаза. Чёрно-зелёный хрупкий штрих дрожал недосягаемо в далёком мареве: река, укутанная
в смоковичный кокон из деревьев. Там животворно струилась по прохладной слизи на камнях сама жизнь – вода ручья.
Здесь же давил, спекал глотку жёлтый гной зноя. Три… нет, четыре тысячи локтей-шагов. Горели
ноги, ошпаренные пыльным кипятком.
Он шагнул с тропы на жухлую травяную ость, выхрипнул: «Бо-же…» – Язык вялой тёркой царапнул нёбо. Глядя под ноги на проплывающую верблюжью колючку, он стал считать шаги. Мозг под раскалённой костью уже подёргивался беспамятством, а воспалённые глаза всё чаще заволакивала пелена слепоты. …Он очнулся…»
Рассказ подан через призму – выхода.
И далее пересечение эпох и людей из разных времён – это излюбленная директива написания прозы у Евгения Васильевича. Многие знают прозаика, как автора романа «Ковчег для Третьей мировой».
В новой работе Евгений Васильевич следует своему методу. Он не отказывается от схоластики. Он исследует иные глубины. Скорее всего, это работа мозга, где современность и ноопланетность не обезличены, а, наоборот, имеют конкретные лица. И новые типы нано-технологий уже у края.
«Иисус слушал браминов в храме Парабрамы в Бенарисе и думал: как слаб человек перед Ничтожествами, когда не занят его Разум. Его Будхи (высший разум), вместилище и наставник, отстранённо дремал. Бодрствовал лишь ум, впитывая и пропуская через себя поучения браминов – бесстрастно и отстранённо. Ибо всё, что говорили эти посредники меж их персональным богом и им, Иисусом, было давно известно, отсортировано по степени важности. И многое отторгнуто…»
5.
Валерий Иванов-Таганский. «МЫ там нужны» - повесть о происходящем на Донбассе. О суровых буднях.
Донецк – это город роз.
Город Мальв.
И убийцы этого города рядом.
Это киноповесть Иванова-Таганского.
В сюжете переплелись, как история, так и политика, а также «социум и век». Много написано книг о Донбассе. О том, как всё происходило, как говорится, откуда начиналось и как шло – это редко, кто пишет об этом. И на эту тему.
Новая повесть В.А. Иванова-Таганского посвящена событиям глуби самого Донбасса, на современном уровне, о времени из раздела «сегодня и сейчас».
Итак, человек донбасский. Каков он? Перед нами ребята строительно-ремонтной бригады «ГБУ Гормост». На поверку: совесть, честь, некое отчаяние и чистота души.
«Действительно, работа по ремонту общежития и библиотеки развернулась в кратчайший срок. Люди отлично работали, не только потому, что знали, что всё будет достойно оплачено, но и старались по-дружески, всем миром помочь городу…»
В перечне главных героев появляется Лиза. И национализм, как отдельно стоящая история:
«Идею, в основе которой лежат преступления против человечества, в первую очередь, против ненавистных москалей».
Две чаши одних весов, на которых «внезапная страсть Лизы» и осуждение её за это.
Лизина «любовь» возникает и не исчезает. Тут вспоминается Карамзин с его «Бедной Лизой», а также Владимир Седов с его прозой «Новая бедная Лиза», где судьба женщины спонтанна, космически не прибрана. происходит некий глубокий хаос. Девушка лежит на кровати из досок, она вспоминает Николая. Ибо уже убита снайпером. Но её мысли словно живут.
Писатель сам ищет себя и находит в чувствах Лизы.
Лиза наоборот теряет свои мысли под властью чувств.
«Оказалось, что нога была ранена и хлюпала в крови. Стало ясно, что первый выстрел, сделанный Лизой по ногам, задел правую ногу Сашки Кривых. Николай отошёл от скопившихся зевак и стал звонить по мобильному в «скорую» и милицию. Первой приехала милиция. Из машины быстро вышел хмурый, небольшого роста полковник, который сразу пошёл к галдевшим рабочим, а следом за ним появились уже знакомые Николаю подполковник Бессонов вместе с лейтенантом Рудовым, который при встрече оставил Николаю свой номер телефона. Именно до него Фатеев наконец-то и дозвонился. Позже подъехала ещё одна машина, из которой выскочила охрана Дома правительства…»
(продолжение следует…)
Из прозы:
Галина Копецкая, Анатолий Мартынов, Геннадий Сазонов, прекрасный Юрий Богомолов – это волны океана ЖУРНАЛА БЕРЕГА.
Осмысление бытия.
Выход из берегов.
И звучания слов.
Наталья Менендес – продолжает своё повествование. На сей раз это очерки о Белоруссии. О войне. Службе. И мечте, чтобы написать главные слова на стене в Берлине.
Станислав ФЁДОТОВ (поэт)
Утёсы, как обломки ночи…
Воды узорное шитьё…
А чайка надо мной бормочет,
Как бабка, про житьё-бытьё.
Всё про судьбинушку про тяжкую.
Но я не слушаю её –
Мне вечер песенку поёт
Беззвучно-звонную, протяжную.
Попробуй сразу улови
Намёк на главную мелодию,
Как искру в глуби уголька, –
Но вдруг зайдётся от любви
Душа: то голос малой родины
Ко мне плывёт издалека.
Поэт через призму сонета рассказывает о совей родине. И о чувствах. Жанр сонетов очень манящий. Он идёт от песен испанских, от Шекспира и Данте. И словно совершая круг, лёгкими крыльями шурша, оказывается на страницах БЕРЕГОВ.
ДМИТРИЙ АНИКИН - мастер былинного жанра:
Мудрость, государственная мудрость,
не для того тебя, мудрость,
вырабатывали поколения,
не для того тебе, мудрость, душою жертвовали,
не для того ты, мудрость, пожрёшь нас, своих
приспешников, –
чтобы в нужный час отреклись от тебя,
тебя оставили!
О ВАЛЕРИИ Мухине из Пскова можно сказать, что это автор лирик.
Над Соротью Михайловские рощи
Облюбовали живописный холм,
Где до сих пор стоит – простого проще –
Опального поэта скромный дом,
Где произнёс его печальный житель,
Вдали от воли суетной большой:
«Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой...»
В журнале БЕРЕГА представлена Пушкиниана. Если честно, творчество В. Мухина можно кратко описать, как ясность мысли и тождественность ясности слова.
Поэт досконально через свои чувства передаёт образность метафор и исследует пребывание Пушкина в Михайловском.
Псковская земля — вот луна, родная, под ногами. И поэт ищет высь.
ВСЕГДА С ВОСТОРГОМ ИЩУ прозу Л. Довыденко. Ибо это праздник праздника. Я влюблена в лёгкость и парящую глубину строк Лидии.
Часть1. Валерий Старжинский и его книга «Дорогами памяти»
Музыкальная композиция «9-Й ДЕНЬ ВЕСНЫ» – Ангелина Игоревна Мирончик, магистрант
БНТУ (скрипка) и Диана Владимировна Капанец (фортепьяно) – открыла презентацию журнала
«Берега» 1-2025, где была опубликована уникальная повесть писателя, доктора философских наук, профессора БНТУ Валерия Старжинского «Дети и внуки войны». Встреча состоялась 7 мая 2025
года. К дню презентации в Национальной библиотеке Валерий Павлович сумел издать повесть отдельной книгой под названием «Дорогами памяти», посвящённой 80-летию Великой Победы. Год тому назад у него вышла книга военной тематики «Жизнь продолжается», которая посвящена сильной духом женщине, жительнице города Микашевичи Брестской области Лидии Григорьевне Прокопович, сумевшей выжить в годы оккупации Республики Беларусь немецко-фашистскими захватчиками.
Книга «Дорогами памяти» привела в библиотеку исполнителя песни «Журавли» А. Л. Куиша – кандидата философских наук, доцента, СНС ИФ НАНБ. Тема его выступления «Человеческое измерение исторических событий Великой Отечественной войны в книге В. П. Старжинского “Дорогами памяти”». Он отметил значимость данной книги для духовности и культуры, воспитания молодого поколения. Это глубокий анализ событий военного времени посредством дискурса детей и внуков войны, позволивший представить события военного лихолетья экзистенциально, выявляя великий потенциал нашего человека, затрагивая его сокровенные струны души, отражая его чувства в контексте понятия рода и его значения в жизни каждого человека. Автор прослеживает путь от человека к его роду и понятию народа, его единства, стойкости к испытаниям, идущей от великой созидательной силы…»
Сама канва этой статьи сопряжена с описательностью о состоявшемся мероприятии. Но в этом-то и состоит наша история.
История любого мероприятия отражает, как капля воды или росы, общую историю всей литературы. Она перетекает в белорусскую часть размышлений. И само раскрытие материала через штрихи:
«1. Кто стоял за организацией операции по ликвидации палача белорусского народа, генерального комиссара оккупантов Вильгельма Кубе.
- О подвиге И. Б. Конопацкого.
- Кто предложил создать оперативный центр партизанского движения и где он находился. (По предложению И. В. Сталина воинская часть стала Оперативным центром управления партизанским движением.)»
Идёт анализ и изучение, словно фразы становятся волшебными.
Меня взволновало то, что любой штрих изучается.
«Здесь, на Центральной базе, работал крупный радиоузел, который возглавлял А. Скрынник. Отряды, бригады, соединения вели разведку, создавали подпольные группы, громили врага на удалении от центральной базы в 300–700 км. Они находились на территории Полесской, Гомельской, Пинской, Барановичской, Брестской, Бобруйской, Минской, Могилёвской областей Белоруссии, Черниговской, Волынской областей Украины. Бригада Д. И. Клеймаха принимала участие в подготовке и проведении операций по ликвидации палача белорусского народа, генерального комиссара оккупантов Вильгельма Кубе. По предложению И. В. Сталина воинская часть стала Оперативным центром. За проявленный героизм 350 батинцев награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, орденами ПНР, Чехословакии. Г. М. Пинькову (Батя) и И. Н. Баневу (Чёрный), А. П. Бринскому, В. В. Щербине, Н. П. Фёдорову присвоено звание Героя Советского Союза.
22 июля 1944 г. подразделение в/ч № 44388 под командованием И. Н. Банева соединилось с наступающей Красной Армией» [«Дорогами памяти», 2025. С. 40–41].
На презентацию книги приехала Ольга Петровна Митта – в книге она повествует о социально патриотической инициативе, которая свидетельствует о величии души рядового гражданина нашей Родины. Она организовала сбор средств, и всем миром люди создали Памятник заживо сожжённым жителям д. Иовичи…»
…..
НЕ могу не коснуться имени Сэды ВЕРМИШЕВОЙ.
Это имя уже стало мне родным.
Л. В. Довыденко пишет:
«Вместе с Ниной Петровной Волченковой приехал на презентацию книги в Москву её муж Александр Романов, драматический актёр, виртуозно
владеющий гитарой, покоривший публику красотой голоса и песнями на стихи Николая Рубцова и Сэды Вермишевой. Сияние души Нины и Александра, неустанное вглядывание в душу поэзии Сэды Вермишевой, творческое дарение себя в их выступлениях, бережное чувство Родины и драгоценной Отчизны оставили незабываемые впечатления.
В презентации книги принял участие директор Института Общественного развития Виктор Викторович Иванов, в заключение на сцену поднялся с гитарой бард Василий Котов».
И вот ещё одно имя - Эляна Суодене
Здесь, как всегда, РУССКИЙ КОСМОС.
Вообще, жизнь Эляны связана неразрывно с журналом БЕРЕГА. Это одна из преданных и любимых нами из команды ЛИДИИ.
Ибо я в самом начале говорила об океане. О корабле. И волнах.
И поэтому все с нами. И мы неразрывны.
Отдельно хочу сказать о том, что имя Алексея Полуботы вписано в редколлегию журнала. А. Полубота пошёл добровольцем на фронт. Подписал контракт на СВО. Служил в мотострелковой части. Был на самом тяжёлом направлении.
Хотя все направления тяжёлые.
И Херсонское. И ЗАПОРОЖСКОЕ. И Курское, и Брянское. Лёша пропал без вести. Все мы ждали, что придут вести о нём. Иногда казалось, что он вернётся, если попал туда (думали-гадали…) из плена. Или объявится неожиданно в санчасти. Или покажется нам из завесы тумана.
Мной были написаны отчаянные стихи для Лёши:
ЗАКЛИЧКА
1.
Всё кажется, случится чудо! Выпытай
у тех болот словами не охриплыми,
у чаши, что неупиваема.
Выкликивать тебя из непогибели,
выкликивать тебя да у окраины!
У той окраины ланцеты с эфпивишками,
у той окраины, что дюже лихо-лишенько!
И нету у тебя иных защитников,
шёл лесом Лёша, шёл ракитником.
Болотом шёл и рощей шёл берёзовой.
Из тьмы я выкликаю абрикосовой!
Ужели потерялся, не отыщется,
ищу, ищу, ищу тебя закличкою!
Всё кажется, случится чудо дивное,
откликнется, узнается, поведают!
А кто бывал на этой страшной линии,
бывал, тот знает эти взрывы медные.
У смерти звуков нет: она – молчание.
Но как у смерти выкрасть? Поворуйте-ка!
Выкликиваю я тебя с отчаяньем,
как Мурманск да Якутия.
По звёздным всполохам, по улицам космическим,
сейчас война, идут бои двужильные.
Заплачкою,
молитвою, закличкою.
- Ау, Алёша!
И в ответ:
- Бог с вами, милые!
2.
Какая долгая дорога,
что с красной началась строки,
штурмовики-мотострелки
супротив злостных бандерлогов.
Коль спустишься в окоп, а – там
к стене прикреплены иконы,
они прикреплены к картонкам,
как будто бы к кричащим ртам.
Спускаясь в чрево, в блиндажи,
внутри земли всё безотказно,
ужели не воскреснет Лазарь
на третий день?
Лежи, лежи.
…Летят по небу Эфпивишки.
Скажи, ты слышишь нас?
Ты слышишь?
Конечно, слышит. Но сказать
пока не может нам, ответить.
Вот рядом с позывным Казак
мотострелок такой же. Крестик
надел он, уходя на фронт:
пропавший без вести – не мёртвый!
Из всех суббот (и Полубот)
воскреснет Лазарь – на четвёртый!
3.
Друзья, молитесь долго-долго,
До иступления, до дрожи…
Геннадий Викторович, Ольга!
Все, кто встречали, знали Лёшу.
Молитесь сидя, стоя, лёжа.
Ужели трудно? Церковь рядом!
В Москве молитесь на Остоженке,
на Спиридоновке,
на Правде.
Молитесь в Шолоховском зале
на Комсомольском, дом тринадцать,
как о живом.
Он просто занят.
Фронт, это горько. Это больно.
Фронт- это страшно. Просто страшно.
Геннадий Викторович, Ольга
и все, кто знали Лёшу, наши!
4.
У империи нет границ, есть лишь ноты,
веет, веет в степи суховей бесшабашно.
А в субботу покажут фильм Полуботы,
это, словно бы ворот рвать у рубашки.
А под этой рубахой лишь только горло,
только выверенные слова без елея.
На колени бы встала я перед Горловкой,
посмотрела я снятый фильм Алексеем!
Уцелейте, одно прошу, уцелейте.
Говорили, что в плен попал, был контужен.
Да, тяжёлый тогда был бой: тех и этих
было ранено – не сосчитать. Крови – лужи.
Веет ветер, его не унять, веет ветер!
Он разносит молочный дух да древесный.
У империи нет границ, только свет есть.
У империи нет границ, только Крест есть!
Ой, вы цветики, вы цветы да травинки!
Встала Горловка да поперёк рыбной костью!
И Макеевка встала так без заминки
У империи маков-цвет – Новороссия!
Журнал БЕРЕГА, так и хочется сказать: спасибо! Огромное спасибо!
Ибо здесь в нём воскресают чувства и мысли. Начинается самое интересное и мифическое, молитвенное и благостное.
И оживает всё: буквенно, пофразно, построчно.
И звуками полнится мир.
Это словно после дождя в саду: также азоново и послеливнево.
Это словно после грозы – тихо.
И ты кричишь, хрипнешь тишиной этой.
В каждой тишине потайное, неизведанное.
Иногда слова больше, чем слова. А фразы, больше, чем фразы. Ибо нам ещё вперёд идти.
Да, война, да, воюем. Да, теряем товарищей.
Мудрая Лидия Довыденко. Ибо она относится к разряду тех женщин, которые интуитивно находят самое важное из важнейшего.
И поклон ей!
До земли!
Член Союза писателей России, лауреат Лучших строф СТОЛЕТИЯ, главный редактор альманаха Рождественская встреча и альманаха Третья столица, член жюри Клюевского конкурса, председатель фестиваля Приокский поэтический, дипломант фестиваля интеллигентный сезон, обладатель премий, знаков отличия, медали А. И. Люкина, автор 33 книг прозы и поэзии, НАГРАЖДЕНА МЕДАЛЬЮ ЗА ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ НА СВО