Приветствую инициативу редакции журнала «Берега»  - открыть  читателям самого известного  неизвестного  писателя Юрия Куранова. Ко всему ещё и называемого – калининградским.  И считаем это намерение оправданным и своевременным. Особенно сейчас, когда  судьба страны и её народа оказались на  весах исторического предназначения, и, как это бывает, отряхнув чепуху и мелкоту буден, качнулась в сторону поиска  глубинных ответов: что делать в 21 веке?

В условиях нового гражданского пробуждения, вызванного и политесом, и растерянностью мировых институтов миропорядка, сошествием внезапных кризисов и  явлений помрачений целых народов, как-то  естественно тянутся наши души к авторитетным и целительным словам.

 

И есть предположение, что приобщаясь к  мастерам слова такого масштаба, мы не только становимся богаче в духовном и эстетическом смысле, но пополняем строй непрерываемой  высокой традиции «силы в Правде»: культуре речи, правде художественного изображения, культуре мысли от А. Радищева,  А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, С. Есенина, А. Платонова, И. Бунина до  К. Паустовского, К. Воробьёва и нашего скромного светлогорского затворника Юрия Николаевича Куранова, с которым мне довелось быть рядом  многие годы. Недавнее мероприятие в библиотеке им. Соболева, посвящённое Куранову, навеяло противоречивые раздумья. С одной стороны, можно только приветствовать, что у Куранова в Калининграде стало  вдруг больше друзей и даже последователей, а с другой стороны – печалит, что  новоявленные «друзья» как-то играючи спешат заболтать, зачаровать толковище неким эрзацем и мифотворчеством   под сурдинку его  «чудаковатости». Политика «сдерживания» (термин из нынешнего политеса про РФ!), вдруг становится политикой юродства и балагурства – ох уж они - эти русские классики….Некорректно, господа-«друзья», в отношении одного из крупнейших мастеров русской прозы 20-21 веков…

 

Потому и радость в том, что «Берега» пойдут проверенным путём,  найдут отклики у критиков: В. Курбатова, И. Дедкова, В. Стеценко, Ю. Лотмана,  что не только лично знали Юрия Николаевича, но исследовали его произведения самым тщательным образом, обнаруживая те самые  духовные «скрепы», с помощью которых президент РФ всеръёз готовится выводить страну на лидирующий уровень. И встреча с Курановым по слову поэта – большое видится на расстоянии – знаковое событие.  Спешу напомнить нашим читателям, что на сегодняшний день далеко не всё издано из рукописей и богословских материалов, не известен по сути и главный роман «На развалинах великой империи», создаваемый на  основе секретных материалов Лубянки, архивов ЦК КПСС, что были доверены писателю главным идеологом Перестройки Александром Яковлевым.

 

Почему никому другому не  были даны эти взрывоопасные материалы?  На мой взгляд, этот роман, даже в том незаконченном виде, призван сбалансировать критику «русофилов-русофобов», вызванную  опубликованием романа «Дело генерала Раевского» и вернуть дискуссию о Св. Руси, как оплота построения Царствия Небесного на земле, согласно молитве «Да будет воля твоя, как на земле, так и на небе….». В моём архиве находятся  материалы бесед, лекций, размышлений писателя по целому спектру проекта литературы будущего, которых бы бы хватило в случае обнародования не на одну книгу изящной прозы. Но главное, что ренессанс жанра малой формы – миниатюры, где доказательно встречаются традиции Востока и Запада, где метаистория и метафизика ограняются художественным словом и образ генерирует позитив, уже востребован народом. Довольно длиннот и пессимистических кампаний! Довольно опусканий до ненорматива и криминального чтива! Есть же иные миссии у нашей литературы! И Юрий Куранов здесь – достойный помощник и советник, если уж не образцовый мастер.  Надо сказать, что базис писательского права на этот счёт сформировался  со времён «шестидесятинчества», с исследования таких популярных книг, как «Роза Мира» Даниила Андреева, эссеистика Николая Рериха, книги Бориса Зайцева, Алексея Ремизова, философия «Русского космизма», православная экзегетика Леонтьева, Флоровского, Флоренского, Трубецкого и «евразийцев».  Большое влияние на писателя в своё время оказал Валентин Сидоров (впоследствии, Куранов  с Сидоровым состояли в редколлегии  журнала «Москва» и формировали тот самый дух «золотого века» толстых журналов), художник Борис Смирнов-Русецкий,  филолог Юрий Лотман, пушкинист Семён Гейченко. На моей рабочей полке до сих пор стоят книги, по которым скакал карандаш Куранова: «Тайная доктрина»,  П. Успенский, Дао-дед-зин…

 

Скажу только о двух вещах, которые писатель считал краеугольными камнями построения литературной судьбы: ответственность за всё изречённое и выпущенное в мир. «Прочь, проклятые книги, я не писал вас никогда…» По Александру Блоку –величайшему литературному энциклопедисту и тайноведу России – кредо. Ваши образы питаться вами будут – не мистика, но реальность. Второе – без молитвенного состояния нельзя работать… Это будет не работа, а обслуживание инфернального и агонизирующего мира. Того самого мира, что находится не далее нашего носа. Например, мира сна. Огромного чувственного и живого мира, в котором живёт душа и образ, как близнецы и братья. Огромная неучтённая половина жизни каждого человека, не говорю – писателя! Готовы ли сегодняшние кумиры толп и массовых тиражей своевременно отозвать порчу и бред под именем литературных бестселлеров? Для нас, кто занимался под пристальным взглядом мастера, это естественное продолжение литературного завещания, что дано на века Константином Георгиевичем Паустовским – духовником Куранова – «Золотой розы» и того самого последнего: «Мы наследники великого Пушкина, Лермонтова, Блока…Нельзя отдавать литературу в руки пошляков и невежд, ибо за это с нас  спросится….» Такой высокоподнятой планкой можно не только почистить книгохранилища, отрезвить легкомысленных шоуменов, раздавателей президентских грантов,  но и охранить генофонд народа!

 

 

Подобно бушующему морю, что прессует в диких ударах песчинки берегов Новой Эпохи, формирует новые линии и границы стихий и миров, совершая извечный труд «творения нового неба и новой земли», то же божественное Слово приносит свет, тепло, человеческие радости. Пена – экзальтация, Майя, некоторое помрачение – куда без них – только сопутствующие знаки, шёпоты глубин, монад, конфликтных линий, эфимер фабул и сюжетов. А янтарики – редкие дары, что заботливо выносит море. В них спрятались инклюзы прошлого – сжатые малые формы синтеза философии, поэзии и прозы – готовые служить будущему. Прикасаясь к ним, как-то физически веришь, что всё было не напрасно, что великие мастера никуда не пропали втуне, а вот они – рядом! И нельзя не верить, что имея такую силу жизнелюбия и знаний, они не вернуться к нам снова, получив некоторый отдых в мирах нездешних. Поможем тем самым друг другу.

Joomla templates by a4joomla