Лидия Довыденко
Царство высокой духовной жизни. Храм Всех Святых в Минске
Мой приезд в Минск 2 декабря 2015 года был особенным. Став участником церемонии награждения победителей Конкурса журналистских работ Союзного государства «Беларусь–Россия. Шаг в будущее», победив в номинации «Познавая Союзное государство», я испытывала благодарную любовь к своей Родине Беларуси, куда приезжаю один или несколько раз в год из России, из Калининграда, уже более чем тридцать лет. Я всматривалась в лица своих белорусских коллег, вслушивалась в голоса Родины, распознавая знакомые и незнакомые интонации. И так тепло на сердце от благодарности организаторам конкурса, которые нашли возможность отвезти журналистов к уникальному храму-памятнику в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных в Отечестве нашем.
Нас встретил протоиерей Феодор Повный, рассказ которого оставил неизгладимое впечатление красотой голоса, полнотой изложения, глубоким содержанием общения. Яркостью, высоким стилем, широчайшим кругозором, глубиной веры удивила личность самого отца Феодора. О себе он сказал немного, только то, что учился по специальности дизайнер, поступив в Минский театрально-художественный институт, что восемь лет был настоятелем в храме-памятнике русской славы в городе Лейпциге, входившем тогда в состав ГДР.
В 1991 году в Минске был зарегистрирован приход во имя Всех святых. И отец Повный прошел долгий путь от идеи до ее воплощения в жизнь, идеи, которая нашла поддержку у Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
В прохладный, морозный декабрьский день мы остановились у огромной статуи библейского Моисея, установленной между шатровым Храмом-Памятником и Храмом в честь Святой Живоначальной Троицы – это деревянная церковь, возведенная по старинному способу: «без единого гвоздя» из белорусского леса-кругляка.
Поздоровавшись и немного познакомившись с собравшимися, отец Федор начал свой рассказ:
«Мы думали о том, как у православного храма найти место и другим конфессиям. Была мысль о строительстве на этом месте фонтана, но какого? В Минске около 40 фонтанов. И вот после молитвы, после духовного делания родилась такая мысль: «А что если поставить статую пророка Моисея?» Путь библейского Моисея - это путь к Христу.
Когда он коснулся жезлом скалы, из нее потекла вода. В летнее врем в нашем фонтане тоже течет вода, звучит светомузыка и колокольный звон. А накануне Крещения уже 17 января вечером мы выходим и освящаем воду в специальной купели. Мы ставим две палатки с двух сторон для мужчин и женщин, и у нас получается Иордан. И в Крещение день и ночь трое суток люди купаются и молятся, уже и не холодно после купания. Чтобы мистически привязать Моисея к нашему фонтану, я специально поехал в Египет, поднялся на гору Синай, привез оттуда камушек, который теперь лежит у ноги Моисея. Так мы связали Моисея с Христом. При открытии комплекса святейший Патриарх Филарет махнул кадилом, вода попала в бороду Моисея, а Святейший Патриарх сказал: "Веди нас, Моисей, в страну Беларусь из египетского плена греха".
На скрижали главная заповедь на 15 языках. Моисей звучит почти во всех конфессиях, каждый пришедший сюда из любого уголка земли находит себе здесь место. Была такая реальная история. Один японец хотел покончить жизнь самоубийством почему-то здесь, в Минске, почему-то в нашей национальной библиотеке, но перепутал остановки общественного транспорта, вышел раньше, подошел к Моисею и прочитал заповедь на японском языке: «Возлюби Бога твоего, как самого себя!». Японец был потрясен открывшимся смыслом. И принял решение – креститься. И так он обрел новую жизнь. Приехали греки к нам с дарами волхвов. Снег кругом. А они говорят: «Мы настолько пропитаны благодатью, что нам тепло». Те немцы, которые искали Бога, приходили к православию. Это не один и не два случая. Такое бывает, ведь вера - это дар Божий. Божественная истина на скрижалях сердца, и тогда начинается процесс духовного рождения.
Беларусь - это буфер стыка с католицизмом, конфессиональное разделение иногда проходит на уровне брачного ложа, в семье, в скорлупе православия. В Евангелии я читаю каждый день одну главу, и вдруг раскрывается что-то, думаешь, как ты раньше этого не понимал, ты начинаешь постигать бездонность священного писания. Бог есть любовь. Всепобеждающая любовь. Зачем карать, наказывать?
И теперь мы пойдем в храм во имя Всех Святых. Здесь Царство высокой духовной жизни.
Место поминовения и памяти. Мы традицию и современность объединили. Священное понятие для нас – Беларусь».
И мы подходим к дверям храма-памятника в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных в Отечестве нашем. Храм символизирует память и благодарность всем тем белорусам, которые погибли на разных войнах, защищая родину. Мы не поднимаемся по торжественным ступеням, а заходим с другой стороны здания в особое священное место – это крипта, находящаяся в нижней алтарной части. На дверях барельефы, которые носят название «Слезы Беларуси» и символизируют места, имеющие для белорусов особое значение: Грюнвальд, Сморгонь, Соловки, Хатынь, Тростенец, Чернобыль.
Отец Федор продолжает свой рассказ: «Форма пламени свечи, каждая клема отражает трагическую страницу. Сморгонь - 800 дней в осаде в первую мировую войну, где немцы применили отравляющие газы. Многие не знают того, что вся линия фронта в первую мировую войну в основном проходила по Беларуси, лишь немного на Украине и в Прибалтике. По каждой клеме можно докторскую диссертацию написать. Соловки - сколько там белорусов погибло, более 200 000! Пальмовые ветви - символ паломничества. Дверь тяжелая и большая, как наша жизнь».
Отец Федор открывает дверь, как жизнь, и мы оказываемся в светлом открытом пространстве, в центре которого находится стеклянный купол, в виде девятигранной пирамиды, и через стекло видно помещение нижнего придела, где священная земля, политая кровью белорусов, находящаяся в специальных стеклянных сосудах, изготовленных студентами художественных учебных заведений Минска. Отец Федор поясняет: «Там символы памяти воинов трех мировых войн. Нет для этих энергий закрытого пространства. Пирамида – свет, отраженный внутрь. Там у нас захоронения воинов. Нет для этих энергий закрытых пространств, нет мертвых, они духовно живы.
Нам важна тема вечного огня. Дух горящий, вечный. Каждый входящий имеет право зажечь свою свечу и помолиться о своих предках. Каждая конкретная личность, а не масса. Зажжем свечи!»
Помощница отца Федора раздала всем церковные свечи, и мы поставили их в память о тех, кого нет. Помолились безмолвно, слушая молитву отца Федора, который затем предоставил возможность - молча подойти к нишам, где стоят стеклянные сосуды с землей с разных уголков мира, где погибли, замучены, расстреляны белорусы. Подошли к кресту Андрея Первозванного. Здесь макет подводной лодки «Курск». Суворовцы приезжают сюда уже четвертый год подряд. Здесь же мемориальные доски в память о погибших в метро в Минске.
Лампада горит, маленькая слезка, погибли дети.
Найдено выражение светлой печали в соответствии с белорусскими традициями.
Применено очень много современных технологий, в том числе - умный свет, что дает огромную экономию.
«Максимум эффекта при минимуме затрат», - отмечает отец Федор.
Мы переходим в другое помещение. Это светлое пространство, где сияют иконописные работы палехских мастеров, но в храмовом оформлении они полностью следовали белорусским традициям, получился удивительный сплав.
Мы переходим в другие светлые помещения для встреч небольшого круга православных и для больших мероприятий. Круглый стол с креслами, гобелены на стенах с изображением главных белорусских храмов. Большой зал, где проходят концерты, конференции. Все оформлено с великолепным вкусом, отличное качество работ с элементами белорусской культуры и современности.
«Должно быть пространство общения», - замечает отец Федор и ведет нас в храм Живоначальной Троицы, где никто не остался равнодушным к помещению крестильной с огромной красивой купелью, в которой может окунуться взрослый, удобно наклоняться к купели священнику с младенцем.. Вода прозрачная, синяя, тепленькая.
Перед тем, как проститься, подарить на память каждому диск – видеогид по храму, отец Федор показал сигнальный экземпляр Евангелия, которое вот уже выходит к верующим, уникальное тем, что соседствуют в нем старославянский текст и перевод на современный язык.. Такого издания еще не было, его комфортно читать и рассматривать красочное оформление.
Приход в честь Всех Святых – это не только самая красивая, самая большая церковь в Минске. Высота храма – 74 метра, и выше нее только храм Христа Спасителя в Москве. Архитектура необычная – церковь построена в виде шатра, дань традиции: во время войн церковные служения проходили в специальных шатрах. Но это еще не все. При приходе действует уникальный, многофункциональный Дом милосердия, где реабилитационный цент «Элеос» осуществляет программу по оздоровлению нуждающихся, малоимущих, ветеранов ВОВ и труда. Социальный центр окормляет многодетные и неполные семьи, инвалидов, людей, потерявших социальный статус. Работают швейная мастерская, иконописная мастерская, воскресная школа, трапезная организовывает мероприятия и приемы на высшем уровне, свадьбы, юбилеи и праздники. Библиотека как информационный центр проводит мероприятия с молодежью, учащимися, туристическими группами. Отец Федор еженедельно выступает с передачей "Воскресная проповедь" на первом национальном телеканале. Личность отца Федора, его неутомимую деятельность на благо православной Церкви и белорусского государства, его народа трудно переоценить. Покидая территорию храма, мы не замечаем декабрьского холода, проникшись благодатью места, ощущаем тепло и благодарность за причастность к святыне, за божественную истину, легшую на скрижали наших сердец».

Joomla templates by a4joomla