Лидия Довыденко
Маяки Калининградской области и проект Парка маяков в Донском
Введение

Мореплавание и судоходство зародилось, по мнению специалистов, более 6000 лет. Естественно, что предполагались какие-то ориентиры, по которым путешественники отыскивали дорогу домой. Вначале это были специфические очертания берегов, мысы, скалы, храмы, башни. Для защиты от мелей строили плавучие маяки, на реках и заливах устанавливали ветлы, бочки, бревна и другие предостерегающие знаки. Постройка первых опознавательных знаков в море приписывается Гераклу, воздвигшему Геркулесовы столпы в Гибралтарском проливе. В III веке до нашей эры на острове Фарос в устье Нила возник первый маяк в мире – Александрийский, высотою 120 метров. Он построен был по приказу египетского царя Птоломея Филадельфа греческим архитектором. Зодчий оставил в истории свое имя, написав: «Сострат из Книдоса, сын Дексифана, - хранителям-богам для блага мореплавателей».

Маяк Александрийский

В эпоху Возрождения большое внимание при строительстве маяков уделялось красоте и изяществу. Таким маяком является Кордуанский, в устье реки Жиронда во Франции, где на первом этаже, называемом «Жилище короля»находится роскошный зал, а этажом выше часовня с куполообразным сводом, украшенная дорогой лепниной. По красоте многие из них похожи на дворцы, по прочности – на крепости, по важности – службы спасения.

Маяк Кордуанский
В истории появления на побережьях маяков есть и малоприятная страница. В Средние века существовало так называемое «Береговое право», согласно которому имущество разбившихся и выброшенных на берег кораблей и судов присваивалось прибрежными жителями. Некоторые из них разжигали ложные костры. К рогам коровы привязывался фонарь, и ее выгоняли на берег. Такие ложные маяки приводили к гибели не одно судно. Во время правления Людовика XIV священник острова Умант, рассердившись на прихожан за скудные пожертвования, сообщил, что их жадность привела к тому, что бог перестал посылать корабли на скалы острова. На берегу Двинского залива Белого моря у жителей селения Солза существовала поговорка «Разбей бог лодью – накорми Солзу» . На территории Пруссии Орденское государство активно использовало «береговое право», установив на берегу Балтийского моря ряд виселиц, на которых оказывались те, кто самовольно собирал выброшенный на берег янтарь или потерпевшее крушение судно со всем товаром, и оно просуществовало до XVIII века.
Первым источником света были костры из дров и угля, стеклянные фонари со свечами, плошками с жиром или маслом. В 1763 году впервые на Ливерпульском маяке внедрено катоптрическое освещение, при котором лучи от источника света концентрируются в нужном направлении с помощью рефлектора. А в 1819 году французский физик А.Френель изобрел светооптический диоптрический аппарат. Он был установлен впервые в 1822 году на Кордуанском маяке. В качестве источника света революционным было изобретение в 1784 году французом Э. Аргандом горелки с постоянным напором масла. Со временем ее заменили более совершенные устройства с использованием керосина, газа, а затем электричества, а в наше время используются также лазерные и галогенные лампы.
Маяк Балтийский
На территории Калининградской области морские маяки стоят в Балтийске, на мысе Таран, в Пионерском и на мысе Гвардейском. Маяки на берегу Куршского залива в поселке Заливино Полесского района, в поселках Лесное и Рыбачий на Куршской косе. Рабочими остались только Балтийский и Таран.
Главный и старейший маяк - Балтийский.
Это символ морского города, красивейшее его здание. И это неудивительно. Ведь его спроектировал один из самых знаменитых во всем мире архитекторов первой половины 19 века - Карл Шинкель. Как же маленький городок Пиллау получил такого великого европейского архитектора? Начальником гарнизона Пиллау был дворянин фон Тресков. Семье фон Тресков принадлежал замок Овински (сегодня деревня Овинска, в 12 км от города Познань), где останавливался в своих путешествиях Шинкель. Он сделал набросок маяка для замкового парка, увлекся идеей маяков. По проекту Шинкеля построены были маяки на острове Рюген - на мысе Аркона, и в Пиллау (Балтийске). Здесь маяк впервые зажег свой огонь 8 февраля 1813 года. Строил маяк водный архитектор Шульц, который умер в 1813 году в 30-ем возрасте. Фундамент маяка состоит из тяжелых полевых камней, которые заложены между 1,5 метровыми сваями, связанными тяжелыми цепями. У основания стены маяка имеют толщину 1 метр, но по мере увеличения высоты, стены утончаются. Высота маяка - 33, 2 метров. Огонь находится на высоте 29,15 метров над уровнем моря. Дальность действия – 16 миль. Лампа маяка W=1000. ПСЗ - 300w. Линза системы Френеля. В 1830 году маяк не светил в летние месяцы. В 1842 году были установлены новые лампы с новыми зеркалами. Сначала огонь маяка был виден только с моря. Мигающий огонь установлен в 1913 году. До 1930 года цвет маяка был белым. Затем верхняя часть его стала красной, и таким мы его видим до сегодняшнего дня. До 1910 года маяк был одновременно и лоцманской башней. Каждый день по 126 ступенькам работники маяка поднимаются наверх по винтовой лестнице с пятью пролетами, чтобы предупредить неисправности. Характеристика Балтийского маяка - 9 секунд свет, 3 темнота, и по этому режиму моряки узнают путь домой.
После войны введен в действие 2 сентября 1945 года.

Много лет начальником маяка был Петр Никитович Белик. Мы были с ним хорошо знакомы. Он рассказывал: «Пришел к командиру гидрографии, и пока мы общались, я не сомневался, что буду работать на маяке. Специалистов не хватало, а я радиотехнику знал и любил. Работать было очень сложно. Людей было мало, а содержание техники и маяка требовало огромных усилий. Но справлялись хорошо». «В мои годы, - продолжал Петр Никитович, - развернули социалистическое соревнование между маяками. Очень много приходилось работать, но никто не жаловался. Был замечательный коллектив, люди работали самоотверженно. Наш маяк занимал все время призовые места среди маяков Шунтой, Нида, Пионерский, Таран и другими. Очень много ездили по маякам, перенимали лучшее. А наш гремел славой на флоте, у нас перенимали опыт, приезжали на трехдневные сборы. Хотя заработная плата была небольшой, оклад был 75 рублей, но работали с энтузиазмом»ю Позже на маяк пришла работать дочь Петра Никитовича, Наталья Петровна Гирба.
Валерий Яковлевич Безуглов сменил П.Н. Белика: « В настоящее время уровень техники позволяет благодаря спутниковой системе определить корабль в любой точке морей. Но наш маяк не потерял своей актуальности, потому что при подходе в Калининградский морской канал, чтобы попасть в ворота между Северным и Южным молом, штурман должен совместить два огня. От подходного буя огонь маяка и огонь переднего створного знака, находящегося в районе вертолетной площадки и работающего в том же режиме, что и маяк, должны совпасть, тогда корабль впишется между молами в фарватер. А, проходя по каналу, корабль ориентируется по створам, которые существуют еще с досоветских времен».
Территория маячного дворика поражает своей ухоженностью, благоустроенностью. Маленький сад, цветы, мастерские, складское помещение, котельная – все в безупречном порядке. Башня тоже покрашена в красно-белый цвет, обновлены ступеньки.
- Законом РФ задачи навигационного гидрографического обеспечения возложены на гидрографические службы флотов, - рассказывает главный гидрограф Балтийского флота М.Я. Васильев. - Нам необходимо изучать форму и рельеф дна, выделить наиболее опасные места, обозначить их на местности специальными буями различного назначения: святящиеся и не святящиеся, различных раскрасок. Для обеспечения мореплавания вблизи берегов устанавливаются различные знаки, огни, маяки. В Балтийске один маяк - световой - является заднестворным знаком, который обозначает фарватер. А второй – радиомаяк. Средства радионавигационного оборудования разные, в том числе и спутниковые. Так как появилась глобальная спутниковая навигационная система, высокоточная система, мы ее внедряем. Мы поставили контрольно-корректирующую станцию. Маячная служба разделена на районы, участки, чтобы работать постоянно, бесперебойно. Отслеживаются буи, чтобы покрасить, установить на их штатные места, обеспечить маяки всем необходимым, в том числе в труднодоступных местах. Изучение моря, акватории, создание навигационных, магнитных и других карт, пособий, руководств для плавания наша задача.
Маяк Таран

Маяк на довоенной немецкой открытке
Второй маяк по своей значимости Таран (Брустерорт) находится на северо-западном выступе Калининградского полуострова. Мыс Брустерорт переименован в Таран в 1947 году, а маяк – в 1963. Огненный маяк на этом месте существовал с 1700 года. Он представлял собой вышку, на вершине которой по ночам зажигали огонь в конфоре. В 1820-х годах была построена новая вышка с огнем в виде фонаря с тремя параболическим рефлекторами. А в 1846 году была возведена красная восьмиугольная башня с черной куполообразной крышей, которую мы можем увидеть и сегодня. Высота Тарана – 30, 5 метров. С этого времени маяк светил белым постоянным огнем. В 1936 году на башне был установлен светооптический аппарат фирмы «Пинч», который создавал белый групповой проблесковый огонь. Проблесковую характеристику создавали три вращающихся ширмы. Во время войны он практически не пострадал и был быстро введен в строй. В 1947 году был установлен в 120 метрах от маяка наутофон и радиомаяк.

В 1956 году в фонарном сооружении был смонтирован новый светооптический аппарат с белым групповым проблесковым огнем. Огонь маяка Таран виден за 21 милю. Фундамент его выполнен из бутового камня. Купол крыши покрыт вороненой медью.
Первым начальником маяка был назначен в 1945 году старшина 1-й статьи В. Зайцев. Его сменил Сергей Александрович Теряев, который проработал на маяке 36 лет. Ему помогали специалисты Николай Максимович Куликов, Иван Федорович Антошкин, отдавшие маячной службе по 40 лет. В период социалистический соревнований маяк надежно в течение долгих лет удерживал переходящее красное знамя. Маяк надежно обеспечивает безопасность мореплавания у берегов Балтийского моря.

Маяк в Заливино
Маяк в Заливино (Лабагинен, Риндерорт) Головкинского сельского поселения Полесского района построен в 1868 году, сначала деревянным. Это третий маяк в Калининградской области довоенной постройки, но уже не действующий, разоренный полностью, разрушающийся. Огонь был двухсекторный: красный и белый, видимость 7 и12 миль соответственно. Высота маяка 15,3 метра. Характеристики огня: свет 3,0 сек, темнота 2,0 сек., период 5,0 сек, высота огня 14,3 м. Кирпичный маяк построен в 1914 году.

Добираться к маяку затруднительно, пешком по заросшей влажной дороге, он находится в полутора километрах от поселка Заливино. Поднявшись по сохранившейся лестнице, насладитесь прекрасным видом на Куршский залив с 15-метровой высоты.
21 января 1945 года поселок освободили воинские части третьего Белорусского фронта. В 1946 году поселок был переименован в Заливино. В советское время в поселке действовал рыбный колхоз «Доброволец».

Маяки Калининградской области послевоенной постройки. Маяк на мысе Гвардейский.

Мыс Гвардейский – это выступ берега в море в районе пос. Заостровье (северное побережье Калининградского полуострова. Высота берегового склона здесь около 8 метров. Маяк был построен в 1979 году в 6,5 мили от Зеленоградска, к северо-западу от города. Дальность видимости огня – 18 миль. Представляет собой черно-белый цилиндр на ажурной четырехгранной башне. Его высота – 40 метров.
На мысе ранее действовал маяк (его вышка в поврежденном виде еще находится там), но в связи с высокой вероятностью обрушения из-за активной абразии берега, был демонтирован. Новый автоматический маяк Гвардейский установлен на несколько сотен метров в глубь полуострова.
С берега открывается вид на остатки греческого корабля «Анна Форет», потерпевшего крушение в 70-х годах двадцатого века.

Маяк Лесной

Маяк в поселке Лесное на Куршской косе был построен в 1982 году. Дальность видимости огня – 17 миль. Это сооружение высотой 40 метров представляет собой красный цилиндр с белой горизонтальной полосой на ажурной четырехгранной башне. Обеспечивал безопасность судоходства по Куршскому заливу. Поселок находится в 11 км от Зеленоградска на трассе Калининград –Клайпеда. Здесь Куршская коса имеет минимальную ширину – 300 метров. До войны поселок назывался Заркау.
В 60-х годах двадцатого века в Лесном был организован рыболовецкий колхоз «Труженик моря». С древнейших времен рыболовство было и сейчас является одним из основных видов деятельности населения.

Начиная с первой четверти девятнадцатого века, когда в моду вошел отдых на побережье, поселок расцвел благодаря потоку отдыхающих. И в настоящее время при содействии Германского отделения фонда дикой природы идет развитие экотуризма. Жители Куршской косы всегда страдали от песков во время штормов. В особенно голодные времена здесь родилась традиция – использование в пищу серых ворон. На литовской части Куршской косы в некоторых ресторанах готовят серых ворон как деликатес для туристов. Чтобы блюдо было действительно съедобным и отличалось качеством, ворону требовалось умертвить особым способом – укусить ее за шейку. Профессия кусателя ворон была редкой и высокооплачиваемой.

Маяк Рыбачий

Маяк Рыбачий был построен в 1950 году. Он находится в 6 кабельтовых к северу от поселка Рыбачий на Куршской косе на дюне Черная. Дальность видимости огня - 17 миль. Его высота 24 метра. Представляет собой красно-белую четырехгранную усеченную пирамиду с площадкой, на которой находится маячный излучитель. Также как и Лесной, Рыбачий построен для обеспечения безопасности судоходства в Куршском заливе.

Поселок Донское и проект Парка маяков России

Поселок городского типа Донское (в Восточной Пруссии Гросс Диршкайм) Светлогорского района за последние годы все больше становится местом притяжения туристов. Они едут посмотреть находящийся рядом маяк Таран. Привлекает географическая точка как почти самая западная в России (самая западная на Балтийской косе), а здесь все-таки на 20-30 метров восточнее. И все же мыс Таран (Брустерорт) удивителен по красоте природы, потрясающие закаты над морем, малолюдный пляж, на берегу камни причудливых цветов и форм.
В 1946 году Гросс Диршкайм был переименован в Донское. В этом году поселку 70-лет, и в этом году здесь родилась новая инициатива: построить здесь Парк маяков России.
Три года назад поселок стал преображаться и благоустраиваться. С избранием Александра Ивановича Ярошенко главой муниципального образования Донское, при поддержке Совета депутатов Светлогорского района были выделены средства на ремонт и покраску совсем пришедших в плачевное состояние пятиэтажек, построенных Министерством обороны более двадцати-тридцати лет назад. Встречаясь с избирателями, Александр Иванович понял, что надо включить пятиэтажки Донского в программу капитального ремонта, облагородить их и сделать различие между домами тем, что на фасадах должны быть изображены маяки России. Близость старинного маяка Таран вдохновляла. Фасады отремонтированных домов украсили огромные рисунки маяков России и мира. И на берегу Балтийского моря появились силуэты маяка Аркона, построенного по проекту известного Карла Шинкеля, Балтийского, Клайпедского, Гданьского, Кронштадского.
Уникальный опыт, оригинальная идея, которая получила новый импульс. А почему бы не построить здесь Парк маяков России, включая маяки Калининградской области.
В январе 2016 года состоялась встреча в Донском Александра Ярошенко с мастерами по изготовлению макетов маяков, которые давно уже делают их под заказ, участвуют в выставках по истории маяков России мира. Макетных дел мастер Назар Козубский рассказал, что хочет открыть в Калининградской области парк миниатюр маяков России в масштабе 1:10. И действительно, если такой парк построить, то он станет точкой интереснейшего туристического маршрута, куда захотят приехать многие. Помимо этого, есть энтузиасты, которые любят посещать маяки, изучать историю. Есть клуб в Москве, который изучает маяки России. Там изготавливают символические печати маяков. Привез такую печать Назар Козубский для маяка Таран ( Брустенорт), получив ее оттиск на листке А-4 с подписью смотрителя маяка и указанием даты посещения. Очень многие в России ездят на маяки и собирают, как марки, печати и подписи. В мире есть такие парки маяков, например, ближайший к нам в Польше - Парк морских маяков, он находится в городе Нихожи. Здесь представлены макеты маяков Балтийского побережья Польши, выполненные в масштабе 1:10, с использованием новейших материалов, что несмотря на атмосферное воздействие, позволило разместить их под открыты небом.

Есть уже макет предполагаемого Парка маяков у Назара Козубского. Александр Ярошенко посмотрел в Донском вместе с участниками проекта предполагаемое место будущего Парка маяков, это пустырь около озера. Расчистят озеро, сделают дорожки, ручей, через него мостики ажурные. Требуются большие деньги. Было решено провести общественное слушание, составить программу проекта, включив в туристический маршрут. Донское будет развиваться. Разумеется, с народным участием при поддержке администрации.

Joomla templates by a4joomla