Лидия Довыденко

Квадрат гипотенузы равен…

О сборнике метаквадропоэз Сергея Воробьёва «Заполнение чёрного квадрата». Рига. 2012

Статья опубликована также: http://ruskline.ru/.../2018/06/18/kvadrat_gipotenuzy_raven/

 

 

Сергей Воробьёв -  член Союза писателей России, моряк, исследователь Антарктиды, зимовщик, автор целого ряда книг, философ по жизни.

 

Ночные квадратные окна, в которых вместо звезд и луны – белые смыслы слов на чёрном фоне. И если представить книжную страницу белой стеной, то на каждой стене по два окна, а по стене разбросаны надписи – названные автором метаквадропоэзами, хотя он  мог бы сказать о них хокку,

Ведь:

Время цветения

Метапоэз это время

Цветения сакуры и

Всё остальное время

 

Дело не в поисках новых форм  выражения мысли или дань супрематизму, а в поисках мудрости и красоты, которые свойственны человеку вне зависимости, в какой точке планеты он живёт, вне зависимости оси времени. Подобно Платону, жившему примерно 400 лет до Рождества Христова, мы могли бы сказать:

Вино, мудрость и красота всё ещё дарят очарование,

Убирают все тени жизни и бодрят нас в пути.

 Отправимся же бодро в путь по двенадцати главам заполнения «абсолютно чёрного тела», благодаря которому физики догадались о существовании квантов, потому что  после нагревания этого условного абсолютно чёрного тела, оно начинает излучать тепло, и  столько тепла (энергии), что  получается  -  бесконечная энергия.

В метаквадропоэзах автор  с вышеназванной бесконечной энергией предлагает читателю не искать рифмы, размера или знаков препинания, а «искать себя»,  и что немаловажно, желает удачи, которая невозможна без вышеуказанной энергии  тепла.

Без теней жизни не было бы мудрости и красоты. Ночному черному окну нужно только подождать, когда свет зари неизбежно растворит черноту. Творя мир, Бог определил четыре стороны света, разделил год на четыре времени года, разделил сутки на утро, день, вечер и  ночь, создал четыре элемента. Платон считал, что такие свойства материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность и  огнеобразность - различные проявления  первичной материи, которые способны к взаимопревращениям. И нам известно, что наибольшее мифопоэтическое значение имеют  квадрат, мандала, крест. В связи с этим понятно, почему в поисках себя и  находках  на этом пути, выраженных в четырёх строчках, автор называет их квадропоэзами («о себе бы сказал// квадрописец…»)

Но почему Сергей Воробьёв свои поэзы относит  еще и к метаквадропоэзам ? Я могу только предположить,  что  творчество, где автор пытается заполнить ночное окно «алым светом зари»,  принадлежит  к  области непознанного и непостижимого, но где нельзя игнорировать первоначальную природу  реальности  и бытия, при этом прибегая  к Логосу, Слову, которое  древние относили к  всё скрепляющему пятому элементу.

Сергей Воробьёв в «Послесловии автора» ссылается на учение св. Дионисия Ареопагита, говорившего о «божественном мраке» как атрибуте самого Бога.

«Чтобы мир приобрёл содержание, - пишет автор сборника поэз, - необходимо найти слово. И когда оно проявляется сквозь непроницаемую тяжёлую черноту окна-квадрата (сквозь «божественный мрак»),  возникает радость жизни. Слово даёт пройти горнему лучу сквозь самоё себя»:

Талант это искра

Дисциплина мера

Вкус ум глаз язык

У меня только глаз

 

Метаквадропоэзы  - по большому счёту – это возможности потенциального существования микрообъектов, человека-экспериментатора, поэтому объекты микромира можно рассматривать как феномены культуры.

С одной стороны метаквадропоэзы имеют проектно-конструктивную природу, описывая  актуальное  существование микромира, с другой стороны выходят на  потенциальное  существование под воздействием «космического сознания». Черный квадрат окна   — это не тотальная пустота, а объект пристального внимания не спящего и творчества ночного  бытия.

Из главы «Очевидце вещи»:

Инерция

Толкает человека

В пропасть

Прогресса

 

Жажду свободы

Не утолить

Водой

Либерализма

 

Чёрный тон учёные определяют как отсутствие  потока  света от объекта. Что же касается символики чёрного в разных культурах, то это не только цвет траура. В культурах восточных народов -  это символ добра, чистоты и совершенства, благородства и опыта, неоднозначности, тайны и неизвестности.

Из главы «Очевидце вещи»:

Пессимизм

И цинизм

Идут

Рука об руку

**

Любовь

Это когда обухом

 по голове

Но не до смерти

**

Несчастные

Кто последний

 в очередь

За счастьем

 «Нам невыносима мысль, - пишет в «Послесловии»  автор, - о «незрячем» чёрном пространстве, и наше первое движение, первый импульс – нарушить кромешную темноту и проявить на немой черноте понятные всем знаки, расставив их так, чтобы человек задумался и попытался произнести одно верное слово, которое кроется в глубинах его вселенной»:

Если вы

Вчитываетесь

То я скорее всего

Вписываюсь

**

На лице всё

Написано но

Не каждый

прочтёт

 

Число четыре  в холистической философии является образом статической целостности, идеально устойчивой структуры .  Видимо, поэтому для автора – это закон жанра: «все стороны равны, всё симметрично вписывается в квадрат, в каждой строфе четыре строки. Слова медленно проявляются… до нужной конкретности», - отмечает Сергей Воробьёв, – а темы глав   «систематизируют словесные картины: звёзды собираются в созвездия, и образуется узнаваемая всеми панорама звездного неба»:

Глава «Из разговоров»:

Если бы прожить

 сызнова Прожил бы

По-другому

Скучно повторяться

**

Нет

Я не пьян

Просто у меня

Такая харизма

**

Мало человеку

Открыть атом

Так его надо

Еще и расщепить

**

Расслабься

Вселенная

Не подозревает

 о тебе

Как бы мы ориентировались в пространстве, если бы не было четырех сторон света…  Они ведут нас к кардинальным точкам годового круга: к солнцестояниям и равноденствиям.  Как все Божественно и правильно устроено в мире, и обращение к  внутренним пространствам, внутренним сторонам света – не есть ли  спасение от «несоответствий наших надежд и желаний с реалиями нашей жизни», «круг, ограниченный человеком своими предпочтениями и своими интересами….Мы сообщаемся и объединяемся только в период серьёзных нестроений и бед» (Сергей Воробьев).
Из главы «Между прочим»:

Как легко собрать

Людей на войну

И как трудно

На хорошее дело

**

Не каждому дано

Вынести

Тяготы

 Праздности

 

Автор метаквадропоэз напоминает нам своими заполненными квадратами о том, что с древнейших времён города  делились на кварталы,  к ним вели четверо ворот, ориентированных по сторонам света, как наиболее гармоничный порядок устройства жизни. А как знак всеобщности  в титулах вождей  и повелителей звучали определения: Повелитель четырех Солнц, Хозяин четырех морей, Господин четырех частей света.

Из главы «Между прочим»:

Допустим рыба

Влюбилась в птицу

Но где они

Построят дом

**

Если у кого

Что есть

Обязательно отнимается

Или умножается

**

 

Война

Начинается

Задолго

До ее начала

 

Маленький томик «Заполнения чёрного квадрата»… Заполнение,  а затем результат заполнения  оказывается чем-то большим, чем площадь и периметр квадрата,  составляющих его треугольников и квадрата гипотенузы, потому что это явление как литературы и философии, так и квантовой физики.  

Такие  метафизические проявления духа творчества задают тон и, возможно, делают погоду в культурной жизни,  влияют на другие процессы в мире, о коих можно только догадываться…  Автор книги уверен, что в литературе нужно также оставаться христианином, как и в жизни, и в вере:  «Говорят, Достоевский писал правой рукой, а левую при этом держал на Евангелии. А ведь многие садятся за свою писанину, не прочитав даже молитвы или хотя бы перекрестившись. Я имею в виду, конечно, тех, кто числит себя христианами. Но когда пишется с молитвой, это сразу чувствуется…»

Сергей Воробев: Дорогая Лидия Владимировна!
Вы открыли некие потайные двери словотворчества, развернули картину, свёрнутую в свиток. Ведь объяснить тому же автору (и читателям), что и о чём он написал, очень непростая задача, поскольку автор порой сам не знает об этом. Мысли, перенесённые на бумагу, или проявляются неким откровением, или стираются временем (хотя в итоге время стирает всё).
Не мудрствуя лукаво, скажу лишь, что я очень благодарен Вам за вашу работу, придающую приведённым в книжке текстам новые смыслы и значения. Я в своём послесловии попытался как-то оправдать свои литературно-философские усилия, но вышло поверхностно и неубедительно. Более ярко и замысловато по этому поводу высказался в предисловии Алексей Филимонов - зачинатель нового лит. течения "вневизм". 
Лично для меня ваша оценка более убедительна. Чувствуется, что книга нашла своего неравнодушного читателя и зоркого критика. Это очень приятно и лестно. _ Признаюсь, что заслуги мои в создании трёх книг метаквадропоэз (Вам досталась вторая. Первая "Короткие письма от души", третья "Времена времени") минимальны. Всё это сваливалось на меня непонятно откуда... Хотя, может быть, я лукавлю. Многие вещи пришли из разговоров, общений, из услышанного случайно, в конечном итоге - из размышлений и каких-то, Бог знает, откуда приходящих фраз и сопоставлений (хорошо, если Он знает, а ведь могло придти совсем из других мест, ручаться за первичные источники я не могу). Все эти фразы были, как лавина, которая внезапно свалилась на меня и также внезапно оборвалась. Моя задача состояла только в том, чтобы всё это записывать. Поборов лень, я добросовестно стучал по клавишам клавиатуры и за очень короткое время из небытия вышли упомянутые мной книги. Очень рад, что одна из них пришла к Вам.


На фото Л.Довыденко, И.Кунцевич, С Воробьев

Joomla templates by a4joomla