Татьяна Каленик: Прочла журнал Берега 6 (24)-2017. Очень понравились произведения Татьяны Грибановой с Орловщины. И вообще – как приятно читать такое интеллигентное, красивое издание в руках, которое дает возможность знакомиться с авторами разных уголков былого СССР. Вот уже действительно, берега! – идешь в уютном челне по огромной реке-матери всех городов и республик наших, выйдешь на пристани в тишине, зачерпнешь волшебного эликсира, пересохшие губы насытишь… и дальше.. к другому берегу… Огромное спасибо Вам, Лидия Владмировна, поклон Вам!
 

Вышел в свет очередной  номер    журнала «БЕРЕГА» (№2  (26). 2018)

 

          Продолжает набирать «обороты»  в творческой среде  литературно-художественый и общественно-политический журнал «Берега», привлекая  всё новых и новых читателей смелой  гражданской позицией и высокими достоинствами произведений. На днях вышел из печати второй в 2018 году, а по счёту двадцать шестой,  номер популярного периодического издания.

      Традиционно журнал представляет  широкую панораму литературной жизни  в разных регионах России и  в  ряде зарубежных стран.

       Журнал в  разделе  «Проза»  заканчивает  публикацию  романа  «Гость»  известного  прозаика, публициста, редактора  газеты «Завтра»  Александра  Проханова из Москвы,  посвящённого  духовным  проблемам современного человека. Главный редкатор журнала Лидия Довыденко  в критическом очерке «Метафизика Александра Проханова» предлагает читателю свой взгляд на творчество ведущего современного прозаика, в том числе и на опубликованный роман.

    Здесь же  помещено окончания  повести  «Никишин сад» постоянного автора журнала, прозаика  Сергея Пылёва из Воронежа, в которой он рассказывает о современной жизни русской деревни.

     Повесть «Кам-са-мол!» Александра Чумикова, прозаика из Москвы, посвящена воспоминаниям молодости, в 2018 году исполняется  100-летие создания комсомола.

      Читатель найдёт в этом разделе  сюжетный  увлекательный  рассказ «Сваты»  известного прозаика  Александра Новосельцова из Ельца, давнего автора журнала, и рассказ «Тот, кто лежал у окна» писателя Ивана Привалова из Калининградской области.

      В разделе  «Поэзия» журнал впервые знакомит читателя с творчеством признанного русского поэта Игоря Тюленева из Перми. В его стихах, искренних и мужественных, открывается широкая панорама жизни не только родного ему Урала, но и всей России.

   Лирика Натальи Советной, уроженки Калиниградской области, подкупает искренностью, доверительностью. Её стихи помещены в этом разделе. Поэт Николай Дик из  Азова Ростовской области размышляет в поэтической подборке о проблемах современости. Завершают раздел стихи Эда Побужанского из Москвы, представляющие его новую книгу «Между слов».

   Журнал продолжает знакомить любителей поэзии с литературно-критическим  наследием известного  русского  поэта Юрия Поликарповича Кузнецова. Опубликована его лекция «Слёзы в поэзии», её подготовила к печати Марина Гах.

    Художественным откликом на текущие события стал  очерк «Это вам за пацанов!» писателя Михаила Фёдорова из Воронежа,  посвящённый подвигу русского лётчика Романа Филипова во время боевых действий в арабской республике Сирия. Очерк размещён в разделе «Берега памяти».

   Тема культуры представлена интересной публикацией «Париж поминал Шаляпина»  Елены Лебедевой, давнего знактока  жизни русской эмиграции во Франции, она приводит неизвестные ранее подробности жизни великого русского певца.

    В разделе «Берега истории» журнал помещает обширное исследование Княгини В.Д.Лобановой-Ростовской «О российской трагедии ХХ века. До и после 1917 года».

    В традиционном разделе «Русский  мир без границ» размещены  размышления польского публициста Барбары Кригер «Может ли славянская цивилизация быть универсальной?», стихи Татьяны Житковой из Риги, стихи Петра Антропова  (Латгальские берега), и поэтическая подборка Станислава Ли из Алматы.

    В разделе «Критика» опубликована рецензия Алексея Казакова на новую книгу Алины Чадаевой «Виденья из пламени и стекла…», которая рассказывает о творчестве мастера по эмали Андрея Авдеева.

    Завершает номер раздел «Бережок» для юных читателей, здесь опубликована «Сказка про аиста» Елены Родченковой, известной поэтессы и прозаика из Санкт- Петербурга.

  

  

     

       Обзор подготовил   Геннадий САЗОНОВ.

   

  

Электронная версия журнала  на сайте:  https://www.dovydenko.ru

Сергей Пылёв

Улыбка Бога

О  «Берега» 2(26)-2018

… Вдруг обострённо потянуло поделиться своей радостью от прочтения нового номера этого замечательного российского журнала… Радостью строгой, взыскательной… Рождённой прежде всего романом Александра Проханова «Гость» о яростной агонии исковерканного духа человеческого. Проза Александра Проханова видится мне сегодняшним продолжением гиперидей и архетипов Фёдора Достоевского на новом витке космической экзальтации зла и остервенения дьявольщины, теснимой расширяющимся Фаворским светом Православия. Такого запредельного, до задыха обожествления русскости трудно, вернее, просто невозможно увидеть ещё у кого-то из литераторов. Изломы писательского духа Проханова – борение света и тьмы. И это его Миссия на Земле.

С высокой требовательностью и взыскательностью пишет о романе «Гость» в своем социально-философском эссе «Метафизика Александра Проханова» Лидия Довыденко, главный редактор «Берегов». Пишет, словно оценивая роман и вкупе все наши борения последнего времени с точки зрения принципиального всевидящего взгляда из будущего. Этот материал становится не просто мощным финальным аккордом февральского номера журнала, философски связывая воедино все его публикации, но и выводит их к берегам пространств метафизических, изначальных, уже во многом утраченных на планете Земля.  Трудно представить, кто иной мог бы поднять тему метафизического в творчества Александра Проханова. Да, Лидия Владимировна одарённый прозаик, глубокий публицист, пристальный краевед, член Союза писателей России, член Союза журналистов России и, ко всему, кандидат философских наук. Но даже всех этих знаковых качеств может быть недостаточно, если у автора не будет, как у Лидии Довыденко, наличия обостренного всечувствования мироздания в глубинном его атомарном единстве: «В то время, как  Германия направила на Россию пушки, в 1915 году,  русский философ  князь Евгений Трубецкой поднимает этот вопрос «в дни обнажения мирового зла и бессмыслицы... Александр Проханов стоит на плечах русских космистов. Он один из немногих, кто через своё творчество пытается найти обоснования нашей духовной жизни, нашего смысла существования, открыть нам брезжущий  свет завтрашнего дня, который искали русские философы. Они будили в нас чувство «нравственной тошноты»  от пошлости, слепой и хаотичной жизни, предупреждали, что хищническая культура может быть злой и опасной, противопоставляли биологической жизни этическое начало».

Такой вывод Лидии Довыденко даёт уверенность, что за гранью её академического звания кандидата философских наук мы имеем реально работающего, дело священное делающего продолжателя в категорически новых обстоятельствах духовного оснащения человеков идеями новоуровнего осмысления, развития великих принципов, выстраданных такими философами, учеными и поэтами как В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, К. Э. Циолковский, Н. А. Умов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Ф. Одоевский, Ф. И. Тютчев и другие.

Лидия Владимировна взволнованно признаётся в своём эссе: «И потому я всегда жду нового романа  Проханова, который нам даёт каждый раз провисающий на всевозможных ток-шоу и телевизионных баталиях ответ  на вопрос: как же произошло, что мы такие светоносные, полные святого энтузиазма, несущие человечеству величие и благородство, всегда готовые на помощь, к самопожертвованию для других, вдруг в одночасье  сдались, шагая «в едином  строю», перед  неким окриком: «Разойдись!» Разошлись по своим углам и никак не соберёмся, забыв, что мы строили светлый рай на земле, что мы боролись с материальным порабощением человека, что мы видели жизненную правду в противостоянии звериному и низменному в человеке. И вся планета это знала и уважала  нас».

И вот он горний вывод, звучащий, словно выстраданный душами наказ человечеству: «Мир  управляется не одной звериной силой. У нас есть не уснувшие, не  замёрзшие  высокие  духовные качества, светом и чистотой выдавим  из себя непрошенного  тёмного «гостя»,  посадив сатану на цепь, как написано в Апокалипсисе,  верой в себя, энтузиазмом (что святое!), воодушевлением национальной идеей мировой справедливости, обращением  к коммунизму      в его космическом значении, к пониманию Вселенной как храма. Уверена, что Александр Андреевич в следующем своём романе  обратится к этой идее, где мы встретимся с героем, изгнавшим «гостя»,  что писатель  даст нам рецепты преодоления уныния, которые и может дать только он в силу склада своего ума, своего жизненного опыта патриота, государственника и русского философа». 

Близки к этой теме и стоящая следом рецензия Алексея Казакова «Благодатный дар Андрея Авдеева», в которой автор ведет познавательную встречу-разговор о сущности нашего земного бытия, облагороженного повседневной природной и творимой красотой, а также философские «сказки» широко известного писателя Елены Родченковой, в завершении коих звучат как строгое предупреждение всем нам такие слова: «Да, тебе станет известна цена счастья, сказал Бог, и ты поймёшь главное: счастье – это Моё доверие. Те, кто утратил Моё доверие, – обретают все краски мира, но теряют суровый, бесцветный холст, его основу».

 

 

 

 

Среди прозаических произведений номера невозможно не заметить повесть «КАМ-СА-МОЛ!» Александра Чумикова. Оно из тех произведений, без которых наше видение мира будет неполным. Повесть вдохновенно радует сотворчеством читателя с писателем, их волнующую духовную союзность. Впору как заботливый доктор приписывать её к обязательному чтению теми, кто ослаб ныне верой в человека, в государство, в самого себя… Антидепрессант духа – вот что есть эта всеобъёмная, ироничная, интеллигентная, дальновидная и строго-озорная повесть, брызжуще радующая читателя фактурным богатством и стилистическим совершенством раскрепощённого, ёмкого, многомерного языка. В ней историческая энциклопедичность так органично срастается с личностной субъективностью, что возможно для разговора о том времени только сегодня. Когда большое видится на том самом расстоянии.

Моя повесть «Никишин сад» также устремлена к познанию в человеке человеческого на грани распада государственных начал, в условиях высшего испытания жизненной нравственности искорёженными социально-политическими категориями.

А писатель Иван Привалов? Уже одно название его рассказа «Тот, кто лежал у окна» вызывает у читателя ощущение предстоящего соприкосновения с достойной, эстетически совершенной прозой. И она является вам: «Палата номер один - она для старших офицеров. Номер два - для офицеров. Три и четыре - для прапорщиков и других. В первую ещё могут попасть милиционеры и герои. Вне зависимости от званий и прочего. Такие палаты есть в каждом госпитале и практически в каждом отделении. Во всяком случае, были». Какая выверенность, какая ритмика и присутствие очевидного стилистического совершенства. И тотчас включается авторское сопереживание – рассказ изумляет особой правдивостью о том, что неведомо нам многим. Одним словом, у автора-подполковника «генеральская» талантливость.

Поэзия в «Берегах» всегда есть настоящий подарок её ценителям. Прекрасный праздник – встреча с поэтом Игорем Тюлениным:

 Ты видишь, как строят дорогу?

Где рельсы и мысли впритык!

Оттуда возносится к Богу,

В зазубринах русский язык…

 

….Скажем: - Здравствуй Белый Свет!

Здравствуй, Русь-сторонка!

Бесподобен твой портрет,

Как лицо ребёнка.

 

Поэт Наталья Советная торжественно-строго привносит своё особое видение мира:

 

Лампадка осени – светильник-лес,

Огнём купинным землю согревая,

Рассыпал листья – радость даровая! –

Лампадка осени – светильник-лес…

 

 …Я в небо прорастаю взглядом,

О, сколько глаз со мною рядом!

В них слёзы, блеск немой надежды:

Там Свет! Там белые одежды!

Влёт, вдохновенно читается элегантно- мудрый Николай Дик:

Зима покроет город прозой,

на волю выпустит морозы,

скуёт замёрзшие тела

за то, что летом не успели

перечитать стихи апреля

пока пурга не замела…

 

…Пережил не много и не мало,

наворочал всевозможных дел,

только то, что мама завещала,

до сих пор исполнить не успел.

 

…Стихли застольные тосты,

в сон погружаются башни.

Только проститься непросто

городу с годом вчерашним.

 

 

Удивителен Эд Побужанский, трагически светло видящий высокие холмы духа в нашем внешне приземлённом бытии:

Неважно, женится не женится
И как ты до того жила,
Сейчас ты женщина-роженица,
А значит, богова жена…

…Грелка в ноги, судоку
Да ромашковый чай.
Моё сердце в субботу
Перестанет стучать.

Санитарочка бодро
Перестелет бельё.
Всё? Не всё.
За субботой
Воскресенье моё.

 


Марина Гах так удивительно чутко и так вовремя выступила с «лекцией» о малоизвестных многим гранях творчества великого Юрия Кузнецова, поведав нам то, как разрабатывает тему этот масштабный поэт, затрагивая и фольклор, и мировую поэзию. В этом виден индивидуальный творческий метод. Это раздумья Мастера, которыми он умел щедро делиться.

Ярок в своей взыскательной, мудрой публицистике Михаил Фёдоров с близкой всем воронежцам, всей России сирийской болью…

Великолепен и содержательно глубок Шаляпинский мотив Елены Лебедевой, который так радует новизной глубинной содержательности. Это для многих поклонников Фёдора Шаляпина настоящее обретение.

И вдруг под «занавес» журнала редкое по своей знаковой сущности явление материала из кровоточащего поныне сердца революционной России – это  «Княгиня В. Д. Лобанова-Ростовская. О российской трагедии XX века. До и после 1917 года: Воспоминания матери (1903-1935). «Из Белого стана» Вступление профессора Екатерины Фёдоровой. Комментарии Л.Г. Умновой и Е.С. Федоровой». Перед этим материалом, приступая к чтению, впору мысленно снять шляпу. Публикация, которая фактически делает этот номер «Берегов» уникальным явлением в области нашего знания об ушедшей, навсегда утраченной России…

 

«Русский мир без границ» объявлен глубинной философичности и строгой романтичности вопросом: «Может ли славянская цивилизация быть универсальной?» Им на «Берегах Варшавы» задалась известная философ и культуролог Барбара Кригер. Вопрос достаточно академический, но как одухотворённо Барбара Кригер его раскрывает, на какие высоты поднимает. Когда это читаешь, чувствуешь в себе дрогнувшую душу: «Как космические существа, мы не являемся какими-то живущими изолированно созданиями, которые могут руководствоваться произвольно выбранными для себя принципами. Мы включены в поле, имеющее резонансный характер, мы являемся его частью и одновременно центром, который это поле может изменять своими свойствами и сознательными действиями. А это приводит к тому, что мы являемся не только созданиями, но и одними из создателей Космоса».

И вновь, теперь уже с «Рижских берегов», звучит изысканная животворная поэзия Татьяны Житковой:

Златокудрый огонь

В полутёмном саду

На весёлых поленьях

Разучивал танец.

И горела ладонь,

И цветы на ветру

Зажигали свой свет

На вечернем экране.

Прекрасно…

Где-то солнцем согреты травы

И открыт горизонт грозе.

Не отринь меня, Боже правый,

Дай пройти по Твоей стезе.

А это уже высокая программа жизни, с которой отныне хочется жить не расставаясь. Как и со стихами Татьяны Житковой.

 Между чёрным и белым,

Между небом и адом

Наши души и нервы,

Как в дыму канонады.

 

Бег за счастьем – не слышен,

Бег за смыслом – не виден,

Может, кто-то и выжил,

Но остался невидим.

Открывающиеся взору «Латгальские берега» Петра Антропова становятся настоящим открытием – автор вводит нас в тот мир, где его осознание гармонично соединило мышление беглых русских староверов, есенинские мотивы и балтийский духовный колорит:

Звенят в душе латгальские мотивы

И песни старых деревень,

Где удивительно красивы

И Рождество, и Янов день…

…Далеко от Рязани Латгалия
И озёра здесь вместо Оки,
Но и здесь про Есенина знали
С давних пор в деревнях мужики.

«Берега Алматы» Станислава Ли гармонично переносят нас из Европы в края восточные, азиатские, не разрывая при том единства всемирной духовности:

 Камышинок напев

Колыбельный…

Неужели со мной это было?

Неужели вся жизнь –

Это сон наяву?

… летней ночью,

в богом забытом краю,

дети одной деревни,

на нагретом асфальте

единственной дороги,

лежат и смотрят на звёзды.

-а, за звездами что?

Звёзды! А за ними? Звёзды...

А, бог он кто?

Он всё знает, видит и слышит!

Лунный свет осветляет их лица,

на всю звёздную ширь,

бога улыбка...

Улыбка Бога… Это один из вершинных образов «Берегов» 2- 2018 года, журнала, который, как и многие его предыдущие номера, является для самого взыскательного читателя подлинным откровением, дорогой к свету.

Теперь без натяжек можно радостно признаться, что калининградский журнал «Берега» сполна даёт своим читателям и все краски мира, и холст-основу, без которых наш мир «в дни обнажения мирового зла и бессмыслицы» будет для нас всегда оставаться полноценным духовным и эстетическим обетованием. Будет Берегом, где мы обретем избавление от нашей общей вины за то, что, как пишет Лидия Довыденко, «позволили заползти в наши тела страшным «гостям»: змеиному,  тёмному,  низменному  началу, злобным мыслям, потребительству, пошлому мещанству и греху уныния».

Я чувствую себя счастливым… Без нового номера журнала «Берега» это было бы почти невозможно.

Александр Чумиков:    Сергею Пылёву спасибище!
Очень приятно читать такое и про Вас, и про себя - особенно
если это добрый обзор, а не заказные материалы) Вообще
журнал (не номер, а журнал в целом) получился добрый. И
если боль в материалах какая-то есть, то она тоже добрая,
не драчливая

С искренним почтением, А.Ч.

Станислав Ли: Добрый день! Большое спасибо! Очень обрадовали, о Вас написано прекрасно!

Татьяна Житкова (Латвия): Спасибо за радость, очень тронута такими откликами! Рада и за Петра Ивановича. Оценка коллег всегда очень поддерживает.  Сердечно благодарю их. К тому же, всё, что написано о Вас и Вашем журнале - чистая правда. Поздравляю от души!  И очень рада тому, что есть такой замечательный журнал, который поднимает темы, запретные для нас здесь и важные, сущностные для нашего народа, близкие душе.

Григорий Блехман: Номер традиционно получается солидным, многогранным и стоящим на фундаменте высокой нравственной мысли и трепетного отношения к русскому слову.

Очень понравился Ваш анализ: "Метафизика Александра Проханова".

Уверен, что герою этой статьи он будет интересен.

 В добрый путь.

 С теплом,

Ваш Григорий Блехман

 

 

 

Огромная благодарность за Ваш журнал!

Низкий благодарный поклон...

В чём Вечной Женственности тайна?

О, в "Деве Радужных Ворот"

Есть Торжество Пасхальное,

Святое Торжество

Победы Красоты

Над тленностью земною,

И в преклоненья миг

Открыта сущность взору

И Правда Бытия...

Есть женщины земные,

Образ которых свят:

Всевременность вместили...

Они неповторимы

В призвании своём,

И каждой сладко имя,

С блаженством в унисон...

А Ваше имя, Лидия,

Словно букет цветов -

Прекрасных белых лилий

Прекрасных "Берегов"...
2018-04-05  Эляна Суодене

 

Уважаемая Лидия Владимировна! От всей души поздравляю Вас с принятием на секретариате СПР решения  о сопричастности журнала «Берега» (Калининград) Союзу писателей России и разрешением в выходных данных указывать, что журнал выходят при содействии Союза писателей России. Очень рад, что Ваше многолетнее подвижничество  оценено по достоинству! Быть в числе лучших журналов России - огромная честь и высочайшая ответственность! 
С неизменным Уважением, Андрей Растворцев.

 

 

С.Кириллов о №2-18

 Сергей Кириллов о Берега 2 (26) -2018: Конечно,  король тут "Это вам за пацанов!" Михаила Федорова. Искреннее русское «Спасибо»! и земной поклон автору за то, что помог чуть ли не буквально поприсутствовать на столь знаковом траурном  мероприятии!!! Великолепная работа! И великолепие её спряталось там, где обычно заседают слабости - в построении текста. Оно во многом протокольное, по принципу "как было", но именно такая форма как нельзя лучше вводит читателя в гущу событий. Меня она ввела "по самое не балуйся" уж точно! Как будто вживую на погребении побывал! Спасибо автору за находку! По-настоящему узнал теперь кто такой Филипов.

О Чумикове: Спасибо автору за неприукрашенные воспоминания! Как в далёкое детство окунулся! Очень живой экскурс в нашу историю. Так же хорош И.Привалов, без всякого выпендрёжа поведавший кусок правды о недавно пережитом. Хорош и Пылёв.  Живо, занимательно, познавательно, интересно! В поэзии запомнился Тюленев. Разнообразно и толково.

 

Воспоминания Веры Дмитриевны Лобановой-Ростовской, урождённой Калиновской, написанные под псевдонимом - Наталья Артамоновна Захарина (София, 1926)                     

 Какая красота!!!!!! Как ювелирно точно описана моя родная деревня в ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ  части её истории!!! Важнейший для любого грамотного и думающего читателя материал! Материал, помогающий осознанию  своей  причастности к терминам «русский», «Россия» и всему, что с этим связано! С историей государства российского в первую очередь! Очень выигрышно выглядит вступление рецензента! Просто затаскивает в текст!!! 

 

О кн. Лобановой -Ростовской "Дорогие матери и отцы..." - так начинается один из верхних абзацев.  И далее потрясающая по воздействию на сознание и в то же время  простейшая истина, выраженная в словах автора. Не буду её цитировать целиком - Вы легко сможете глянуть и в оригинал. Так вот: ТОЛЬКО из-за одной этой истины ЭТОТ материал должен бы ОТКРЫВАТЬ любой номер ЛЮБОГО журнала!!! И никакой изощрённой вычурности иных авторов рядом!!! Чтобы выделить! Чтобы выпучить эту ВЫСТРАДАННУЮ человеческим сердцем истину - МЫ  ВСЕ ЕДИНЫ В СВОИХ ЖЕЛАНИЯХ И СТРЕМЛЕНИЯХ, МЫ ВСЕ ПОД БОГОМ ХОДИМ!!!! А коль так - чего ж ругаться-то? Чего ж травить-то нам  друг друга?! Чего ж нападки-то  совершать?! ГРЕХ ведь это всё великий!!!  И расплата за него грядёт ВСЕНЕПРЕМЕННО!!! Вот чего убили в народе большевики сто лет назад, разрушив ДЕРЖАВНЫЙ  фундамент - Христову  веру! Вот откуда произрастают все беды и напасти наши - суть возмездие за совершённый грех! И хоть не все мы в этом виноваты одинаково, хоть и не в силах были (и есть!!) хоть что-то изменить, но мы МОЛЧАЛИ!!! Кто из боязни, кто от бессилия, но МОЛЧАЛИ!!!  И тем самым потворствовали греховодникам и потакали же им! Теперь платим за всё это. Платим сполна! Уж хорошо, хоть не воюем, как в кровопролитную... Хорошо хоть, что стоит ещё держава по имени Россия. Хоть и потерявшая во многом своё величие - вон, даже какие-то "МОКовские чинуши в дерьмо мордой нас прилюдно тычут, ни за что не опасаясь! - но стоит! И Владыка ждёт...  Терпеливо ждёт: когда же? Когда же, наконец, народ на этой части Земли образумится и начнёт жить ПО ПРАВДЕ?! По непреложной истине, зафиксированной в выше упомянутом абзаце! Жить под лозунгом: "И узнаешь его по делам его!", а не по властной брехне, сплошь и рядом лживой и бессовестной. А тут такой "...чистейшей прелести  чистейший образец"!.. (?)

 

 

Владимир Подлузский о 25-м номере «Берегов»

 

 

Среди целого ряда встреч в Москве с авторами журнала "Берега" настоящими и будущими - одна очень значимая - в библиотек...

Опубликовано Лидией Довыденко 18 февраля 2018 г.
Joomla templates by a4joomla